KPO-SCIENCE

ISSN 2949-2637

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОХОД К ПРОЦЕССУ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ИНФОРМАТИКИ

УДК 378.147

Терешков В.А., канд. пед. наук, доцент

доцент каф. архитектуры и инжиниринга

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

Россия, г. Калуга

Аннотация: В статье выделяются основные направления модернизации образования, такие как гуманизация, демократизация, интенсификация и др. Главное внимание уделяется интегративному подходу к подготовке учителей технологии и информатики. Объясняется, почему необходим интегративный подход к подготовке данной категории педагогов. Интегративный подход к профессиональной подготовке является необходимым и главным элементом формирования и развития будущего учителя технологии и информатики, обладающего широким спектром профессиональных компетенций и готовым выполнять профессиональную деятельность, а не осваивать её.

Abstract: The article highlights the main directions of modernization of education, such as humanization, democratization, intensification, etc. The main focus is on an integrative approach to teacher training in technology and computer science. It explains why an integrative approach to the training of this category of teachers is necessary. An integrative approach to professional training is a necessary and main element of the formation and development of a future teacher of technology and computer science, who has a wide range of professional competencies and is ready to carry out professional activities rather than master them.

Ключевые слова: интегративный подход, интегративные программы, интегративные связи, образовательный кластер.

Keywords: integrative approach, integrative programs, integrative connections, educational cluster.

Современная система российского профессионального образования проходит большой этап совершенствования качества подготовки будущих учителей. Совершенствование подготовки будущих учителей проходит по различным направлениям. Это и гуманизация образования, гуманитаризация, дифференциация, интенсификация подготовки и др.

В системе подготовки учителей технологии и информатики основным направлением, на наш взгляд, является направление подготовки по линии инженерно-педагогической интеграции. Инженерно-педагогическая интеграция будет способствовать более полной, более качественной подготовке данной категории учителей.

В Калужском государственном университете им. К.Э. Циолковского в инженерно-технологическом институте осуществляется подготовка будущих учителей технологии и информатики для общеобразовательных учреждений. Будущие учителя технологии и информатики в совершенстве должны владеть и педагогическими и технико-технологическими знаниями и умениями, которые должны находиться в определённой взаимосвязи и образовывать некую целостность.

Им необходимо в полном объёме, целостно представлять свою будущую профессиональную деятельность, которая по своей сути интегративна, т.к. она включает в себя и конструкторско-технологическую и психолого-педагогическую составляющие.

Т.к. будущая профессиональная деятельность указанной категории учителей интегративна по своему содержанию, то и подготовка этих специалистов должна осуществляться с учётом данного фактора. И, следовательно, наиболее важным и, с нашей точки зрения, наиболее системным подходом к подготовке учителей технологии и информатики будет являться интегративный подход.

Интегративный подход учитывает в своём единстве все составляющие будущей профессиональной деятельности будущих учителей.

Учитель технологии и информатики должен владеть достаточно широким спектром технических знаний: из области материаловедения, машиноведения, электрорадиотехнологии, технологии обработки конструкционных материалов, графики, технического творчества, информатики, владеть навыками обработки изделий из дерева и других материалов, навыками художественного конструирования, уметь собирать несложные электротехнические и электронные цепи, а также навыками получения, обработки и хранения информации др.

Ему также необходимы и психолого-педагогические знания. Учитель технологии и информатики должен грамотно спроектировать и провести занятие, смотивировать учащихся на изучение определённого материала, ему необходимо знать особенности психолого-педагогической коммуникации. Мы видим, что деятельность учителя технологии и информатики достаточно многоплановая, многосторонняя, содержит большое количество взаимосвязанных элементов.

Следовательно, подготовка учителей технологии и информатики должна учитывать интегративный характер будущей профессиональной деятельности.

Совершенствование будущих педагогов по линии интеграции имеет достаточно большие преимущества. Это, во-первых, возможность избегания дублирования материалов, во-вторых, сокращение сроков обучения, в-третьих, будущий педагог будет более полно представлять свою будущую профессиональную деятельность.

Что же необходимо в связи с этим делать в процессе организации и осуществления подготовки данных специалистов?

Первое – на уровне подготовки стандартов профессионального образования учитывать направление интеграции в образовании.

Второе ‑ при составлении учебных планов и программ также учитывать интегративную составляющую будущей профессиональной деятельности учителей технологии и информатики.

Третье ‑ на уровне вуза при осуществлении образовательного процесса необходимо действовать с учётом интегративного подхода – это и взаимосвязь рабочих программ и совместная разработка и составление преподавателями тем и содержания теоретических, лабораторных и практических занятий, а также совместное их проведение, а также приглашение на занятия специалистов образовательных учреждений: учителей технологии и учителей информатики общеобразовательных школ.

Четвёртое – необходимо создание образовательных кластеров, в состав которых могут входить: вузы, общеобразовательные учреждения, техникумы и колледжи, организации дополнительного профессионального образования, производственные организации, научно-исследовательские организации. Системообразующим элементом такого кластера, на наш взгляд, должен быть вуз, который имеет наиболее тесную связь со всеми элементами образовательного кластера.

От создания образовательного кластера будут в выигрыше все его элементы и образовательные учреждения, и производство, и наука. И в тесном взаимодействии всех структурных подразделений образовательного кластера значительно повысится качество подготовки будущих специалистов. Производству нужны высококвалифицированные рабочие? Нужны. А их готовят техникумы и колледжи. А для того, чтобы подготовить хороших профессионалов в техникумах и колледжах, нужны высококлассные мастера производственного обучения и преподаватели профессиональных дисциплин, которые подготавливаются в вузах. Учителя технологии и информатики вполне могут работать и мастерами производственного обучения и преподавателями профессиональных дисциплин. Для науки нужны специалисты, владеющие методами научного познания и умеющие самостоятельно вести научное исследование в соответствии с его логикой? Нужны. А подготовка таких специалистов может качественно осуществляться в системе вузовского образования. Вузу нужны высококвалифицированные преподаватели, знающие современное производство и имеющие большой научный потенциал? Нужны. Следовательно, можно и нужно приглашать специалистов-производственников и научные кадры исследовательских учреждений для преподавания в вузе и обмена опытом.

Так что создание образовательного кластера пойдет на пользу всем его структурным компонентам. И точка отсчёта по созданию образовательного кластера должна исходить из вуза, т.к. он, на наш взгляд, может являться системообразующим фактором по созданию данного, интегративного по своему содержанию и деятельности, указанного образовательного механизма. Для этого вузы имеют мощный организаторский и интеллектуальный потенциал, который можно реализовать в данном направлении по созданию образовательных кластеров.

Несомненно, большая роль по подготовке высококвалифицированного учителя технологии и информатики отводится преподавателю вуза, который должен в совершенстве знать не только свой предмет, но и обладать разносторонними знаниями из области современного производства, знать основные научные направления развития производства, техники, технологии. Следовательно, преподаватель вуза должен работать в тесном взаимодействии и с современным производством, и с научными лабораториями, и с подразделениями, осуществляющими опытно-конструкторскую работу. А это легче всего осуществлять в системе образовательного кластера. Поэтому их создание в настоящий момент развития системы образования, науки и производства настоятельно необходимо.

Система производства имеет в своём составе структуру по переподготовке и повышению квалификации специалистов. И помощь данному структурному подразделению производственной организации может оказать вуз, вузовские преподаватели. И опять же такое взаимное сотрудничество наиболее полно и качественно можно будет реализовать в условиях образовательного кластера.

Учитель технологии и информатики, подготовленный по интегративным учебным планам и программам и в условиях образовательного кластера, будет более полно представлять свою будущую профессиональную деятельность и, следовательно, ему легче будет адаптироваться и социализироваться в будущей профессиональной среде. Он будет чувствовать себя более комфортно, появится возможность в своём профессиональном совершенствовании и самосовершенствовании, т.к. есть образовательный кластер, в котором будет больше возможностей для собственного развития. В условиях данного кластера вполне возможно создание учебных и научных центров, куда вольётся потенциал и производственников, и науки, и образования.

Учитель технологии и информатики, подготовленный с учётом интегративного подхода и в условиях образовательного кластера, будет не только видеть свою профессиональную деятельность во всех её взаимосвязях, но и будет пытаться увидеть эти связи в социуме, в коллективе, везде. А раз он будет понимать, что эти связи есть, и будет находить их, ему интереснее будет смотреть на окружающий его мир. Он будет понимать свою взаимосвязь со всем окружающим его миром и что необходимо укреплять эти связи посредством собственного развития и саморазвития. Он будет стараться оказать помощь другим людям, понимая, что от этой помощи в первую очередь выиграет он сам. И в этом заложен огромный воспитательный потенциал.

Будущий педагог, подготовленный с учётом интегративного подхода и чувствующий и видящий целостность и неделимость, взаимозависимость окружающего мира, будет учить этому своих учащихся и совместно с ними самовоспитываться. Это также имеет огромное воспитательное значение.

Учащиеся, будущие рабочие, подготовленные к выполнению профессиональных обязанностей, к жизни таким педагогом, будут иначе смотреть на производство, смотреть на него не только как на объект по зарабатыванию денег, но и как на возможность совместного творчества в коллективе, на возможность сотворчества. И это будет приносить радость от совместной деятельности, от общения в коллективе, что будет значительно влиять на нравственный климат данного коллектива работников.

И если дальше прослеживать эту цепочку взаимосвязи и взаимозависимости, то можно увидеть, что таким специалистам будет легче социализироваться в обществе, где учёт общественных связей очень велик. Понимание того, что всё зависит от тебя, и ты зависишь от всех, будет способствовать совместной общественной, социальной деятельности, взаимопомощи, сотрудничеству в различных социальных сферах.

Основываясь на вышесказанном, можно увидеть, что интегративный механизм в образовательной среде способен в значительной степени на саморазвитие. Будут находиться новые формы, средства, методы, технологии взаимодействия, взаимообогащения всех структурных компонентов ‑ участников интегративного подхода к профессиональной подготовке учителей технологии и информатики.

Взаимодействие, взаимонаполнение, взаимообусловленность будет способствовать проявлению и развитию творческих начал в коллективах, в каждом конкретном участнике образовательного процесса. Будет развиваться самодостаточная личность с набором необходимых профессионально-личностных качеств и профессиональных компетенций.

Интегративный подход к профессиональной подготовке учителей технологии и информатики позволит в сокращенные сроки качественно подготовить высококвалифицированного педагога, способного в полной мере выполнять стоящие перед ним профессионально-педагогические задачи. Также имеется огромная возможность подготовить магистра технологического и профессионального образования, умеющего вести учебную и исследовательскую работу на достаточно высоком уровне.

Подводя итоги вышесказанному, ещё раз хочется заявить о необходимости создания интегративных образовательных стандартов, интегративных учебных планов и программ, о необходимости создания образовательных кластеров. Всё это будет, на наш взгляд, способствовать наиболее полной и качественной подготовке будущих учителей технологии и информатики к целостной профессиональной деятельности. Учитель технологии и информатики, подготовленный с учётом интегративного подхода, будет способен сразу выполнять свою профессиональную деятельность, а не осваивать её, что происходит в настоящее время. К тому же интегративный подход к профессиональной подготовке будущих учителей технологии и информатики будет способствовать, как было показано выше, самосовершенствованию и саморазвитию специалистов, будет доставлять радость от совместного коллективного и индивидуального творчества, сотворчества. И всё это в целом будет способствовать не только развитию человека, но и коллектива и всего общества в целом, что очень необходимо в настоящее время, время путей поиска выхода из кризиса, из сложившейся социально-экономической ситуации.

Список источников:

1. Терешков В.А. Интеграция – как основа современных инновационных технологий в образовании // Социально-педагогические проблемы развития школы в новых экономических условиях. Сборник материалов научно-практической конференции, посвящённой памяти Д. М. Гришина. / Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2002 – 135с., с. 36-38.

2. Терешков В.А. Интегративно-технологический подход в процессе подготовки учителей технологии // Преподавание технологии в школе. Подготовка учителей технологии и предпринимательства. \/111 Международная конференция: Тезисы докладов / под ред. Ю. Л. Хотунцева. – М.: МИОО, 2002. – с. 182-184.


Издательство "KPO-SCIENCE"