KPO-SCIENCE

ISSN 2949-2637

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИЗОРФОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХКЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

Болдовская Людмила Магауияновна

магистрант

Омского государственного педагогического университета

Омск, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются результаты исследования, посвя- щённогодизорфографическим ошибкам, которые совершают ученики начальной школы. Эти ошибки связаны с заменой и путаницей звуков, что объясняется их акустико-артикуляционным сходством. В статье рассматривается, как учитель может помочь ученикам преодолеть эти трудности.

Ключевые слова: обучающиеся начальной школы, дизорфографические ошибки, коррекционная работа учителя начальных классов

Abstract. The article discusses the results of a study on dysorphographic errors committed byelementary school students. These errors are associated with substitution and confusion of sounds, which is explained by their acoustic-articulatory similarity. The article discusses how a teacher can help students overcome these difficulties.

Keywords: primary school students, dysorphographic errors, correctional work of primary school teachers

В современных общеобразовательных школах количество обучающихся с нарушениямиречи, в том числе обучающихся с предпосылками нарушения пись- менной речи увеличилось. Ксожалению, коррекционная работа по преодолению дизорфографических ошибок логопедами ведется с детьми, у которых есть за- ключение психолого-медико-педагогической комиссии, но не у всех обучаю- щихся, имеющих дизорфографические ошибки есть заключение и коррекцион- ную работу необходимо вести учителю начальных классов, не всегда имеющего дефектологическое образование. Сложившееся противоречие обусловило акту- альность данной работы.

С целью выявления ошибок в письменной речи у обучающихся начальных классов былоорганизовано исследование. Практическое исследование было про- ведено в апреле 2024 года на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа имени Н.И. Сирина» г. Ханты-Мансийска. Участниками исследования стали 27 младших школьников – обучающихся 4 класса, которые справились с програм- мой начальной школы и перешли в 5 класс. Но на протяжении 4 лет обучения в начальной школе, у многих обучающихся наблюдалось большое количество ошибок в работах по русскому языку и другим предметам.

У обучающихся 4 класса для выявления дизорфографических ошибок были использованы задания, предложенные в методических пособиях О.Б. Иншако- вой, И.В. Прищеповой [2; 3].Задания представляли собой: диктант, списывание, оценку орфографических знаний, умений и навыков). Таким образом, для выяв- ления ошибок в письменных работах обучающихся 4 класса было использовано 3 задания.

Во-первых, был проведен диктант, по результатам которого были выяв- лены основные ошибки, допущенные обучающимися. У значительной части участников исследования возникли затруднения при написании слова «опуска- ется». Следует отметить, что допущенныеошибки можно отнести к нескольким типам: «апускаеца» (1 раз), «опускаеца» (3 раза), «опускаится» (4 раза). Боль- шинство детей, допустивших ошибки, игнорируют орфографическое правило написания «-тся» на конце глаголов уже знакомое им в 4 классе.

По результатам анализа диктанта были обнаружены такие орфографиче- ские ошибки,которые говорят о том, что школьники не умеют применять орфо- графические правила, а именно: «Безударная гласная в корне слова». Самое большое количество ошибок былоотмечено при написании слова «тропинки» – «трапинки», «драпинки».

 «Никакой логопед, даже самый титулованный и опытный, не сможет в оди- ночку справиться с дисграфией и дислексией у школьника. Только в тесной связке, в команде можно решить эти проблемы» [4, с. 19]. Под командой Н.Г. Свободина имеет в виду: родителей, врача, нейропсихолога, психолога, учителя и описывает систему коррекционной работы с ребенком, имеющим нарушения письменной речи. Кроме того, автор дает советы взрослым, которые подходят для применения на практике учителем начальных классов. Приведем некоторые из них:

  • обычных методов, которыми пользуются учителя, чтобы «подтянуть» отстающих, и даже классических логопедических приемов недостаточно;
  • особое внимание следует обратить на детей с вялой артикуляцией. При работе с буквенными таблицами следует требовать утрированной артикуляции;
  • необходимо убедить ребенка в том, что нужно писать с проговариванием вслух с утрированной артикуляцией;
  • не спешить рано переводить детей на письмо в широкую линию;
  • не игнорировать этап работы с простым карандашом при обучении детей грамоте. Начинать обучение письму необходимо именно с письма простым твердо-мягким карандашом стандартной длины (исключить короткие каран- даши). «Моя многолетняя практика не только как логопеда, но и как психолога показала, что начинать нужно с простого карандаша в любом школьном воз- расте. Причем он должен быть не очень мягким, стандартной длины, лучше трех- гранным, без ластика на конце» [4, с. 98];
  • заниматься «постановкой» руки нужно задолго до школы – помогут за- нятия рисованием, работа ножницами, лепка;
  • создание со стороны учителя ситуации успеха для ребенка;
  • работу над ошибками лучше выполнять в другой тетради или закрыв ис- правленный текст;
  • помните, что ваша задача – не проверка знаний ребенка, а помощь ему [4, с. 96].

Но, как уже говорилось выше, зачастую коррекционная работа по преодо- лению нарушений письменной речи логопедом и другими специалистами ве- дётся с детьми, у которых есть заключение психолого-медико-педагогической комиссии и коррекционная работа по преодолению ошибок в письменной речи, не взирая на их причины, ложится на плечи учителя начальных классов.

Если в образовательном учреждении нет логопеда, учителям, работающим с детьми,которые имеют нарушения письменной речи, стоит учесть этапы лого- педической работы, приведенные в методическом пособии И.В. Прищеповой:

  • оказывать помощь ребенку в выполнении орфографических действий;
  • закреплять орфографические знания при помощи схем и условных обо- значений букв;
  • учить выполнять орфографические действия с проговариванием вслух
  • (комментировать, рассуждать, делать вывод).
  • учить переводить во внутренний план полученные знания, умения и навыки; выделять орфограммы в словах условными обозначениями [3].

В случае затруднений И.В. Прищепова рекомендует использовать письмо с пропусками [3, с. 9]. Так же автор обращает внимание педагогов на то, что крайне важно развивать у обучающихся положительную самооценку. Потому что наличие положительной самооценки школьника имеет непосредственное влияние на формирование интересов, способностей и целеполагания.

Большим подспорьем для учителя начальных классов может стать мето- дика коррекциидизорфографии у младших школьников, представленная в учеб- ном пособии И.В.Прищеповой. Стоит отметить, что данная методика включает в себя 8 направленийкоррекционного воздействия и начинается с формирования гностико-практических функций [3, с. 159].

В коррекционной работе по преодолению дизорфографии у младших школьников целесообразно двигаться именно в такой последовательности, т.к. овладение орфографическими и каллиграфическими навыками предполагает наличие у обучающихся высокого уровня сформированности гностико-практи- ческих функций. В противном случаекоррекционная работа не будет эффектив- ной.

В методическом пособии Н.Г. Свободиной представлен экспресс-курс

«Как помочь ребенку исправить нарушения письма», в котором автор отвечает на вопрос «Как сделать занятия нескучными?», даёт советы взрослым и описы- вает коррекционную работу при нарушениях письма в рамках 10 занятий [4]. В описании занятий есть известныекоррекционно-развивающие упражнения: «Ку- лак – ребро – ладонь», «Ухо – нос», «Корректурная проба» и др. Приведенные автором занятия можно взять за основу и добавлятьматериал, необходимый кон- кретному ребенку в соответствии с его возрастом и учебнымматериалом, изуча- емым на школьных занятиях.

Но каким бы богатым опытом и знаниями не обладал педагог, всё же стоит помнить, что коррекционную работу по преодолению нарушений письменной речи у школьников, по возможности нужно проводить совместно с родителями, врачом, психологом, нейропсихологом, логопедом [1; 4].

Таким образом, результаты проведенного исследования позволили не только сделать вывод о наличии в письменной речи школьников орфографи- ческих и дизорфографических ошибок, но и определить круг задач учителя начальных классов, а также рекомендации внаправлении коррекционной работы

по преодолению различного вида ошибок в письменной речи обучающихся начальных классов общеобразовательной школы.

Список литературы

  • Ахметшина И.А., Лосева А.А., Юсупова Х.Г. Логопедическая работа по коррекции дисграфии у младших школьников // Проблемы современного педа- гогического образования. 2020. № 69-1. С. 59–62.
  • Иншакова О.Б.Назарова А.А. Методика выявления дизорфографии у младших школьников. М.: В. Секачев, 2013. 72 с.
  • Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников. СПб.: КАРО, 2006. 240 с.
  • Свободина Н.Г. Коррекция нарушений письма. Просто о сложном вопросе дисграфии у детей. М.: ТЦ Сфера, 2018. 160 с.

Издательство "KPO-SCIENCE"