Обществознание и социальная психология

ISSN 2949-2637

Название компании

МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК КОРРЕКЦИОННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В ФУНКЦИИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

УДК 376.2

Ситникова А.Д., преподаватель кафедры дефектологии, русского языка и социальной работы ФГБОУ ВО СтГМУ 

Россия г. Ставрополь

Тлиф А.Ю., студент 2 курса Направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование ФГБОУ ВО СтГМУ

Россия, г. Ставрополь 

Статья посвящена проблеме развития эмоционально-волевой сферы у детей с нарушением функции опорно-двигательного аппарата. Рассматриваются особенности развития эмоциональной сферы таких детей, а также что влияет на данный процесс. В научной работе освещается такой психокоррекционный метод как музыкотерапия. Обозначаются  задачи этого метода, особенности проведения его для детей, у которых имеются нарушения функции опорно-двигаельного аппарата.

Ключевые слова: музыкотерапия, эмоционально-волевая сфера, опорно-двигательный аппарат, развитие, психика.

The article is devoted to the problem of the development of the emotional and volitional sphere in children with impaired function of the musculoskeletal system. The features of the development of the emotional sphere of such children are considered, as well as what influences this process. The scientific work highlights such a psychocorrective method as music therapy. The tasks of this method are outlined, the features of its implementation for children who have disorders of the musculoskeletal system. 

Keywords: music therapy, emotional and volitional sphere, musculoskeletal system, development, psyche. 

Развитие психики ребенка зависит от его эмоционального благополучия, которое проявляется в ежедневных эмоциях, положительно или отрицательно окрашенных. Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку более глубоко понимать происходящее и воспринимать чувства других людей, их взаимоотношения, а также способствует самопознанию, осознанию своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков. Исторически сложилось, что формирование эмоционально-волевой сферы является одним из ключевых факторов в становлении личности ребенка, опыт которого непрерывно растет. Влияние окружающей среды и постоянное воздействие на ребенка способствуют развитию его эмоциональной сферы. 

У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата наблюдается снижение уровня развития эмоциональной сферы, что приводит к нарушениям в развитии всех сфер жизни ребенка. Эмоциональная сфера является основной сферой психического развития, она оказывает влияние на формирование высших психических функций поведения и личности в целом. Поэтому изучение эмоциональной сферы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата является очень актуальной темой, так как количество детей с такими нарушениями постоянно растет, а данная проблема недостаточно изучена как теоретически, так и практически. 

Музыкотерапия – это психокоррекционный метод, в котором музыка используется для устранения эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, а также для коррекции поведения и преодоления коммуникативных трудностей.

Музыкальная терапия позволяет реализовать следующие задачи:

 позволяет преодолеть психологическую защиту ребёнка – успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать; 

 помогает установить контакт между специалистом и ребёнком; 

 помогает развить коммуникативные и творческие возможности ребёнка; 

повышает самооценку; 

 способствует отреагированию чувств;

  развивает эмпатические способности; 

помогает укрепить отношения со специалистом и окружающими людьми; 

способствует установлению и развитию межличностных отношений; помогает занять ребёнка увлекательным делом – музыкальными 

играми, пением, танцами, движением под музыку; 

увлекает и оказывает сильное успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей; 

замкнутые, тревожные, скованные дети становятся более спонтанными и развивают навыки взаимодействия с другими людьми. 

У детей, которые имеют недоразвитие ОДА в случае серьезных повреждений центральной нервной системы (ЦНС), могут быть выявлены необоснованные колебания настроения с агрессивностью, злобностью и конфликтностью

Именно эмоциональная сфера определяет состояние личности больного ребенка: то, как он воспринимает себя и окружающих его людей , свое тело, положения среди других людей, отношение к своей аномалии, способность считывать и понимать внешние раздражители, а также его реакцию на внешние условия.

У некоторых детей можно заметить излишнее беспокойство по поводу собственного здоровья и здоровья своих близких. Чаще всего это можно заметить у семьях тех детей, где все внимание сосредоточено на болезни ребенка и малейшее изменение в его состоянии  приводит родителей в тревогу.

Эмоционально-волевые нарушения у таких детей могут выражаться в разной форме - они могут быть либо излишне возбудимыми, либо полностью пассивными.

ЭВС детей с нарушением ОДА отличается повышенной впечатлительностью: такие дети болезненно ревгируют на тон голоса, они замечают самые незначительные перемены в настроении близких людей, напряженно реагируют на нейтральные вопросы и предложения. Часто у детей с нарушениями в развитии опорно-двигательного аппарата наблюдается расстройство сна: плохо засыпают, спят беспокойно, могут снится кошмары. Вследствие чего утром ребенок просыпается вялым, капризным, отказывается от занятий.

 Ключевым аспектом в  воспитании таких детей является соблюдение режима дня. Ребенка должна окружать спокойная обстановка, перед сном рекомендовано избегать шумных игр, воздействия различных резких раздражителей, также следует ограничить просмотр телевизора и времяпровождение за видео-играми. Повышенная утомляемость встречается практически у всех детей с нарушениями ОДА. 

Дети с данным нарушением быстро утомляются, становятся раздражительными и плаксивыми, с трудом могут сосредоточиваются на задании. Если при выполнении задания совершили ошибку, то они быстро теряют к нему интерес, отказываются от его выполнения. Также для таких детей характерно двигательное беспокойство в результате утомления. Ребенок начинает суетиться, усиленно жестикулирует и гримасничает, у него усиливаются гиперкинезы, появляется слюнотечение. 

Можно заметить, что ускоряется темп речи, она становится невнятной и малопонятной для окружающих. В игре ребенок пытается схватить все игрушки и тут же их разбрасывает.

Стоит отметить, что недостаточное количество эмоциональных контактов может вызвать задержку в эмоциональном развитии. Неправильное общение в семье также может привести к уменьшению потребности в общении со сверстниками, а взаимодействие с себе подобными является очень важным аспектом, так как формирует способность понимать собственные и чужие чувства и эмоции.

 

Это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде. Исследования воздействия музыки выявили, что классическая, джазовая, народная музыка повышает жизненный тонус человека, активизирует его творческие способности и в целом оказывает благоприятное действия на психику.

Все виды роковой музыки действуют угнетающе. Резко уменьшают объём памяти, внимания. В мозгу образуются вспышки, аналогичные приступам эпилепсии. 

Низкие звуки – стабилизируют психику. Высокие звуки – дестабилизируют психику. Сейчас активно начинают применять колоколотерапию (или терапия колокольным звоном). Сегодня разработаны целые пакеты программ, в которых подобраны определённые музыкальные произведения для лечения болезней. Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка старшего дошкольного возраста, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние. С помощью музыкотерапии можно создать оптимальные условия для развития детей, воспитания у них эстетических чувств и вкуса, избавления от комплексов, раскрытия новых способностей. 

Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, возникших у детей по разным причинам. Музыкотерапия способствует становлению характера, норм поведения, обогащает внутренний мир ребенка яркими переживаниями, попутно воспитывая приверженность к музыкальному искусству и, формируя нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.

Обычно занятие музыкотерапией длится недолго. Иногда достаточно одного произведения, длительностью в 5-30 минут, после чего специалист предлагает обсудить впечатления. В целом, занятие чаще колеблется в пределах 30-45 минут. Может понадобиться 10-20 посещений кабинета музыкотерапии – помещения с хорошей звукоизоляцией, комфортной мебелью. Считается, что благотворней влияют занятия без наушников.

При индивидуальном подходе выбор музыки основывается на предпочтениях ребенка, варьируясь с каждым новым занятием. Возможно будет подобран комплекс для прослушивая в домашних условиях.

Когда проводится групповая терапия, для установления доверительных отношений требуется больше времени. Выбор произведений основан на общих проблемах детей (неврозы, апатия, бессонница и так далее).

Таким образом, можно констатировать, что музыкально-эстетическая реабилитация детей с двигательными нарушениями — это глубокое формирование личности ребенка. Она воздействует на все стороны функционирования нервной системы, положительно влияя на социальное и психическое самочувствие ребенка. 

Использованные источники

1. Баенская, Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием [Текст] / Е.Р. Баенская. – М. : Теревинф, 2014. – 112 с. 

2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. – Воронеж. : НПО МОДЭК, 1997. – 352 с. 

3. Вайнер, М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников [Текст] / М.Э. Вайнер. – М. : Педагогическое общество России, 2016. – 96 с. 

4. Варенова, Т.В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями [Текст] / Т.В. Варенова. – М. : Форум, 2014. – 272 с. 

5. Анисимов, В. П. Эмоциональная саморегуляция детей: механизмы и условия развития [Текст] / В. П. Анисимов // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 3. – С. 13-17. 

6. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 2000. – 218 с. 

7.  Леонтьев, А. Н. избранные психологические произведения [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М. : Педагогика, 1983. – 320 с.   

Издательство "KPO-SCIENCE"