Обществознание и социальная психология

ISSN 2949-2637

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

УДК 372.874

Елхова Ольга Владимировна

Ассистент кафедры ТиМОИЗОиДК

Волгоградский государственный 

социально-педагогический университет

Россия, Волгоград

Смирнова Татьяна Владимировна 

доцент кафедры ТиМОИЗОиДК

Волгоградский государственный 

социально-педагогический университет

Россия, Волгоград

Фролова Татьяна Алексеевна

Ст. преподаватель кафедры ТиМОИЗОиДК

Волгоградский государственный 

социально-педагогический университет

Россия, Волгоград

Аннотация. Статья раскрывает возможности батика, как инструмента по выявлению творчески одаренных школьников, показывает способы объединения художественной росписи ткани и книжной иллюстрации.

Ключевые слова. Художественная роспись ткани, батик, книжная иллюстрация, декоративно-прикладное искусство, одаренные дети.

Annotation. The article reveals the possibilities of batik as a tool for identifying creatively gifted schoolchildren, and shows ways to combine artistic fabric painting and book illustration.

Keywords. Fabric painting, batik, book illustration, arts and crafts, gifted children.

Современное общество требует новых идей и новых решений, в том числе в сфере образования. В Российской федерации принята программа по повышению качества образования национальный проект «Образование»[1], в рамках  которого действует один из механизмов реализации Концепции развития дополнительного образования детей [2] - проект «Успех каждого ребенка» [3]. Данный проект предусматривает помимо разработки индивидуальных образовательных маршрутов, внедрение новых решений и методов построения образовательного процесса. 

Однако прежде чем изобретать велосипед, стоит обратиться к истории.   Издревле декоративно-прикладное искусство несло образовательный аспект, поскольку через освоение техник, методик, изучение законов построения и пластики форм, эмоциональную переработку произведения человек постигал окружающий мир. Искусство росписи ткани является одним из видов декоративно-прикладного искусства.  История развития батика насчитывает несколько тысяч лет. Существует множество видов, форм и технологий росписи ткани. Несмотря на это, образовательные возможности данного искусства изучены мало. С помощью батика можно создать уникальные произведения искусства, использовать как декор интерьера,  деталь повседневного образа (см. рис 1). 

Надпись: Рис 1. Эскиз. Изделие

Поэтому  целесообразно полагать, что внедрение искусства батика в образовательный процесс, может способствовать выявлению одаренных детей, раскрытия творческого потенциала,  увеличению уровня воспитанности художественной культуры  и нравственно-эстетического развития.

Остановимся немного подробнее на способах и приемах исполнения художественной росписи ткани:

1.      Горячий батик.  В качестве резерва используют расплавленный (горячий) воск, его наносят специальным инструментом, чантингом, возможно использование тампона, кисти, клише. Ткань, в основном хлопчатобумажная, окрашивается послойно. По завершению работы, воск удаляется с изделия путем выпаривания (см. рис 2).

Надпись: Рис 2. Горячий батик.  Из фондов Смирновой Т.В.

 

2.      Холодный батик. Работа  чаще выполняется в одно касание и не терпит ошибок. Резервом служат специальные составы, которые остаются на ткани и могут быть как прозрачными, так и  цветными. Данная техника появилась в России.  Нашими художниками и мастерами был впервые применен именно этот резервирующий состав. Холодный батик требует аккуратности, но при этом обладает большей живописностью и свободой при создании как декоративных, так и станковых работ (см. рис 3).

Надпись: Рис 3. Холодный батик. Из фондов Смирновой Т.В.

3.      Узелковый батик (шибори или сибори, бандана). Считается, что этот вид искусства  родом из Индонезийских стран. Истоки техники можно найти в японской традиционной росписи. Ткань оборачивают, перевязывают, складывают, прошивают и окрашивают. В результате получается интересный орнаментальный узор. Из названия следует, что ткань завязывается узелками. Техника была распространена в Индии, когда ткань покрывалась множеством мелких узелков и окрашивалась. В результате получался узор из колец. Сегодня техника упрощена, завязывают, как правило, 1-3 узла. При окрашивании сухой ткани получается резкий рисунок, мокрая ткань дает плавные линии (см. рис 4) [5].

Надпись: Рис 4. Шибори.   Из фондов Смирновой Т.В.

Работая со школьниками необходимо помнить о следующих ключевых моментах. Это композиция, ритм, колорит и стилизация.

Любая работа начинается с эскиза. Мы бы хотели показать вам работы, выполненные на различных мастер классах школьниками. Хотелось бы уделить особое внимание, на то, как школьники используют цвет, форму, композицию (см. рис 5).

Надпись: Рис 5. Работы школьников, выполненные на мастер-классах 

Говоря о батике, не стоит делать гендерного различия. Молодые люди с удовольствием включаются в творческий процесс и, как результат - замечательный художественный продукт (см. рис 6).

Надпись: Рис 6. Кривошеев Данил, 12 лет. Жук 

В своей же работе мы решили объединить два вида искусств – батик и книжную иллюстрацию. Многие литераторы и ученые,  такие как М.А. Горький, Л.Н. Толстой, Л.С. Выготский, В.А Сухомлинский, признавали значимую роль книжной иллюстрации в развитии личности, и полагали, что иллюстрация является едва ли не первым инструментом на пути воспитания художественно ориентированного человека.  М.А. Горький однажды сказал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам»[4, с. 48].  

Всеми хорошо известна и любима «Сказка о царе Салтане, о сыне его князе Гвидоне и прекрасной царевне Лебедь» А.С. Пушкина. По этой сказке на уроке изобразительного искусства у школьников 4 класса был проведен урок по основам книжной иллюстрации. Обучающимися была выполнена декоративная иллюстрация «Царевна Лебедь» (см. рис 7). 

Надпись: Рис 8. Батик. Иллюстрация по мотивам сказкиНадпись: Рис 7. Царевна Лебедь  

 Как в своем труде утверждала О.С. Кириллова, книжная иллюстрация – искусство синергичное [6]. Отталкиваясь от этой мысли, мы решили расширить знакомство с произведением А.С. Пушкина, и так же ввести в образовательный процесс новую для школьников технологию - батик. И иллюстрация, и роспись ткани - искусства, выросшие из прикладного творчества.  В мастерской Смирновой Т.В. было проведено занятие «Основы декоративно-прикладного искусства. Холодный батик. Иллюстрация к сказке». Сознательно был выбран способ «холодного батика», поскольку требует наименьшей подготовки, а выполнить сможет даже новичок при должном старании. В работе были использованы подрамник, кнопки, ткань (шелк или хлопчато-бумажная ткань), анилиновые, акриловые красители для ткани, кисти круглые и плоские, губки, резервирующий состав. На подрамник была натянута ткань (х/б). В качестве эскиза была выбрана иллюстрация, изготовленная школьниками ранее на уроке изобразительного искусства.   Эскиз перенесли на ткань. В работе использовалось множество приемов. Гладкоокрашенная роспись ровная и плотная по цвету. Непосредственно перед работой ткань слегка смачивается и просушивается, краска набирается густо. При послойном укладывании краски можем получить рельеф, так называемую «лесенку». Это может обогатить художественный замысел и конечный продукт, но требует большого внимания  и концентрации. Растяжка цвета - прием, часто используемый для окрашивания лепестков. Участок ткани смачивается и окраска производится таким образом, чтобы цвет, постепенно растворяясь, переходил в фон. Таким же образом можно смешивать два цвета.  Наносится мазок и быстро растушевывается, достигая границ другого цвета. Кисть следует двигать в разные стороны, чтобы не было четких границ и «проплешин». Следует понимать, что если резервирующий состав включен в композицию, нанесение его должно быть непрерывным. Иначе контур рисунка может «уплыть». Иногда резерв наносят и на оборот ткани для подстраховки. Для придания большей живописности можно применить прием набрызгивания воды, краски. Можно использовать соль. Крупные зерна соли, вбирая краски и воду, дают  ажурную, ячеистую структуру. Мелкие кристаллы соли более деликатно впитывают красочный состав.   

В итоге мы получили произведение, созданное  синтезом двух самостоятельных техник (см. рис 8).  

Школьники смогли проявить свой творческий потенциал, поскольку не были ограничены в выборе приемов и способов выполнения росписи. Обучающиеся сумели посмотреть на процесс рисования с неожиданной точки зрения. Методика помогла по-новому взглянуть на выявление одаренных детей, поскольку в непривычных условиях, считаем, талант раскрывается наиболее полно.  

Определенно, батик это тот инструмент, который позволяет в полной мере раскрыть творческий потенциал школьника, расширяет его кругозор, креативность и художественное видение. Как говорилось ранее, широкие педагогические возможности батика настолько велики, что это искусство нужно вводить как курс в общеобразовательной школе. Это позволит выявить творчески одаренных детей, расширить их художественный кругозор, эстетические и нравственные ориентиры.

  • Литература

 
  • Национальный проект «Образование» // [Электронный ресурс]  URL:  https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения 01.12.2020)
  • Концепция развития дополнительного образования детей Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р г. Москва // [Электронный ресурс]  URL:   https://rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html (дата обращения 01.12.2020)
  • Федеральный проект «Успех каждого ребенка»  // [Электронный ресурс]  URL:  http://образованиеврн.рф/?page_id=9378 (дата обращения 01.12.2020)
  • Вернигова Е.С. Художественная иллюстрация как способ интерпритации литературных текстов// Культурное наследие России. 2015. № 2. С. 46-50
  • Дворкина И. А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. - М.: Радуга, 2008 - 240 с.
  • Кириллова О.С. Иллюстрирование сказочной литературы для детей:  методический аспект. Волгоград: Перемена, 2004 - 176 с. 
  •  

Издательство "Обществознание и социальная психология"