Обществознание и социальная психология

ISSN 2949-2637

Название компании

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА

Мамин Андрей Сергеевич, Доцент кафедры административного права и процесса, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород.

Овчарь Яна Юрьевна, магистрант, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями административно-процессуального права Российской Федерации. Авторами производится исследование доктринальных источников информации и нормативно-правовых актов, направленное на выявление актуальных проблем, которыми обладает российское административно-процессуальное право на современном этапе своего развития. По окончанию исследования таких проблем делается вывод о необходимости реформации действующего законодательства, с целью устранения недостатков норм права, регулирующих административное судопроизводства.

Annotation. The article deals with issues related to the peculiarities of administrative procedural law of the Russian Federation. The authors conduct a study of doctrinal sources of information and normative legal acts aimed at identifying the actual problems that Russian administrative procedural law has at the present stage of its development. At the end of the study of such problems, it is concluded that it is necessary to reform the current legislation in order to eliminate the shortcomings of the legal norms governing administrative proceedings.

Ключевые слова: административное право, административно-процессуальное право, административное судопроизводство, административный процесс, суды.

Keywords: administrative law, administrative procedural law, administrative proceedings, administrative process, courts. 

Надлежащий характер нормативно-правового регулирования процессуальных отраслей права обладает важнейшим значением для отечественной системы правосудия. Административно-процессуальное право на сегодняшний день выступает в качестве инструмента, который направлен на достижение целей и задач, стоящих перед деятельностью государства по борьбе с правонарушениями, которые представляют собой противоправные деяния, напрямую нарушающие права и законные интересы населения, конкретных лиц, а также влекущие наступление опасных и вредных последствий для граждан и государства. Помимо этого, административный процесс позволяет достичь иных целей, также преследуемых государством. Именно по этой причине важно, чтоб существующие на текущий момент времени недостатки и пробелы в актах, регламентирующих отрасль административно-процессуального права, были устранены в максимально оперативном порядке.

Административный процесс – это совокупность всей управленческой деятельность представителей органов исполнительной власти и иных лиц, которые обладают необходимыми полномочиями, в том числе и применение мер административного принуждения. Административный процесс регламентируется определёнными процессуальными нормативно-правовым актами, которые действуют на территории Российской Федерации. Таким образом, формируется отдельная отрасль права – административно-процессуальное право.

В качестве одной из наиболее часто упоминаемых проблем, которыми обладает отечественная система административно-процессуального права, выступает недостаточность терминологической базы данной правовой отрасли. Действительно, если проанализировать основные акты, регулирующие административный процесс, можно обнаружить, что многие из содержащихся в них дефиниций не нашли своего легального закрепления. К слову, в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации, в отличие от иных актов кодифицированного процессуального законодательства Российской Федерации, и вовсе отсутствует отдельная статья, которая была бы посвящена раскрытию сущности основных понятий, используемых в документе. Безусловно, отсутствие единства понимания юридических категорий неизбежно приводит и к нарушению единства практики реализации законодательных положений. В этой связи, представляется возможным выделение в КАС РФ отдельной статьи, посвящённой обозначенному вопросу, в которой надлежащим образом будут сформулированы важнейшие для административного процесса понятия. Подобные действия могут позволить не только повлиять на практическую эффективность административного судопроизводства, но и разрешат продолжающиеся дискуссии, которые имеют место среди отечественных юристов.

Отдельные законодательные положения, определяющие субъектный состав административного процесса, также характеризуются проблемным характером. В качестве примера можно привести главу 25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Несмотря на то, что в заголовке главы содержится указание на обязанности участников производства по делам об административных правонарушениях, включённые в неё правовые нормы надлежащим образом данный элемент правового статуса представителей субъектного состава административного процесса не раскрывает, что, безусловно, представляется существенным законодательным упущением.

Относительно вопроса о том, какими именно недостатками обладает действующая система административного судопроизводства, ведутся дискуссии среди представителей научного сообщества. В отдельных исследованиях можно встретить мнение, что отечественная система административного правосудия должна быть полностью переработана. В частности, выдвигаются предложения по образованию судов, которые осуществляли бы деятельность исключительно по рассмотрению вопросов, входящих в исключительное ведение административного судопроизводства – специальных судов. Подкрепляются указанные предложения примерами успешного опыта реализации подобной системы в ряде стран Западной Европы, как правило Франции или Федеративной Республики Германия, в которых специальные административные суды функционируют на протяжении продолжительного промежутка времени и успешно показывают себя на практике.

По нашему мнению, практическая реализация обозначенных выше предложений представляется нецелесообразный. Заимствование того или иного зарубежного опыта должно производиться исключительно с учётом возможность его реальной адаптации для отечественных реалий. В данном случае, мы говорим об абсолютно разных судебных системах как таковых. Так, например, в ФРГ действует несколько юрисдикций, в пределах которых различные суды решают узкий круг вопросов. В Российской Федерации после 1991 года сформировалась абсолютно иная система, отдающая основной приоритет при рассмотрении дел различных категорий судам общей юрисдикции. Добавление в такую систему специальных административных судов потребует полной её реформации, что спровоцирует необходимость проведения не только трудоёмкой и объёмной правотворческой работы от государственных органов, но и приведёт к существенным финансовым затратам. 

Безусловно, сегодня суды общей юрисдикции загружены огромным количеством дел, которые они вынуждены рассматривать в условиях недостаточного количества судей в довольно сжатые сроки, установленные законодательством. Подобное положение дел свидетельствует о необходимости внесения изменений в нормы действующего законодательства, в том числе регулирующего административно-процессуальное право. 

Таким образом, на современном этапе отечественное административно-процессуальное право обладает рядом проблем, которые оказывают непосредственное влияние на эффективность практической реализации правовых норм, регламентирующих административное судопроизводство. В числе таких проблем нами были выявлены:

- недостаточный уровень терминологической базы административно-процессуального права;

- ненадлежащее закрепление процессуального и правового статуса субъектов административного процесса;

- отсутствие надлежаще функционирующей системы оптимизации процесса судебного рассмотрения административных дел, что приводит к перегруженности судов, задержкам сроков судопроизводства и иным проблемам.

Список литературы

  • Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08 марта 2015 г. № 21-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 10. – Ст. 1391.
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 19.10.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
  • Каплунов, А. И. Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права /А. И. Каплунов // Государство и право. – 2021. – № 9. – С. 185-197.
  • Севрюгин, В. Е. Административно-процессуальное право России: состояние, проблемы и перспективы / В. Е. Севрюгин // Сибирское юридическое обозрение. – 2022. – № 1. – С. 109-123.
  • Стахов, А. И. Административное и административно-процессуальное право: актуальные проблемы и перспективы / А. И. Стахов // Российское правосудие. – 2020. – № 4. – С. 104-107.
  • Сургутсков, В. И. Административно-процессуальное право: от проблем науки к проблеме преподавания учебной дисциплины / В. И. Сургутсков // Опыт, проблемы и перспективы реализации основных образовательных программ. – 2016. – № 1. – С. 156-158.
  •  

Издательство "KPO-SCIENCE"