Обществознание и социальная психология

ISSN 2949-2637

ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА ПУТЁМ ОТСТУПЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ ОТ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДОГОВОРОВ В СФЕРЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

УДК 342.72/.73                                                                  

Федорков А.Н.    

Студент ФГБОУВО «РГУП» Россия, г. Симферополь

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о градации международных актов в сфере прав человека; рассматриваются виды ограничения прав и свобод человека государствами исходя из положений международных договоров: ограничение и отступление. Сделан сравнительно-правовой анализ особенностей указанных процедур, и вывод об эффективности международных актов универсального характера.

Ключевые слова: права человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, ограничение прав и свобод, отступление от обязательств в сфере прав и свобод, универсальные международные акты.

Annotation. The article examines the issue of gradation of international acts in the field of human rights; types of restrictions of human rights and freedoms by states are considered based on the provisions of international treaties: limitation and derogation. A comparative legal analysis of the features of these procedures is made, and a conclusion is made about the effectiveness of international acts of a universal nature.

Key words: human rights, International Covenant on Civil and Political Rights, limitation of rights and freedoms, derogation from obligations in the field of rights and freedoms, universal international acts.

Одним из основных принципов современного международного права является всеобщее уважение прав и основных свобод человека, в связи с чем государствами приняты на себя значительное количество договорных международных обязательств. Между тем, ни в одном из существующих международных правовых актов, регулирующих защиту прав человека, не установлено ограничительное число международных организаций, создание которых возможно на сегодняшний день. Таким образом, несмотря на значительное количество международных правовых организаций, основной целью существования которых является защита прав человека, государства, относящиеся к определённому мировому региону, также вправе создавать соответствующие правозащитные организации, которые действовали бы на основании как всеобщих международных договоров, так и на основании региональных хартий, которые учитывали бы уровень экономического, социального, религиозного развития стран определённого мирового региона.

Таким образом, по состоянию на сегодня в мире существует значительное количество международных договоров, часть которых можно отнести к разряду универсальных, а другую часть - к разряду региональных. Критерием универсальности первых является их содержательная составляющая, поскольку зачастую такие договоры предусматривают обеспечение защиты основного блока прав человека, которая де-юре должна осуществляться вне зависимости от уровня развития государства и региона его расположения.

К универсальным международным актом в сфере прав человека можно отнести Декларацию прав ребёнка 1924 года, Всеобщую декларацию прав человека 1948 года, Декларацию о правах инвалидов 1975 года, Декларацию о праве на развитие 1986 года, Декларацию о правах коренных народов 2007 года, а также Венскую и Пекинскую декларации, принятых по результатам проведения всемирных конференций 1993 года и 1995 года.

Перечисленные международные акты не являются исчерпывающими среди перечня универсальных международных договоров по защите и гарантий соблюдения прав человека. Одним из наиболее значимых международных актов также является Международный пакт о гражданских и политических правах, который был принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 года.

Несмотря на то, что правовая основа возможности ограничения прав и свобод человека для признания и соблюдения прав и свобод других лиц, поддержание общественного порядка и благосостояния демократического общества закреплена в части 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, указанным актом не дано исчерпывающего и расширительного разъяснения достаточно общих и абстрактных понятий, таких как благосостояние общества и общественная мораль, поддержание и соблюдение которых требуют ограничения прав и свобод конкретного человека. Между тем в Международном акте о гражданских и политических правах 1966 года предусмотрено не только основание для ограничения прав и свобод отдельных лиц, но и в отдельной статьях указанного международного акта предусмотрены два вида таких ограничений: право государств - участников данного пакта, - допускать ограничения некоторых прав в рамках национального законодательства, а также возможность государств-участников принимать меры по отступлению от своих обязательств по соблюдению и защите ряда прав и свобод.

Рядом статей Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года предусмотрена возможность введениями государствами-участниками ограничений свобод без отступления от своих обязательств. согласно указанному международному акту в случае, если внутренним законодательством государств-участников предусмотрены основания, пределы, и механизм таких ограничений. Примером тому является положения статьи 12 Пакта, в соответствии с которой каждый, кто находится на территории какого-либо государства законно, имеет право покидать любую страну, в том числе свою собственную, а также имеет право на въезд в страну, гражданином которой является. Однако, пунктом 3 указанной статьи допускаются ограничения вышеперечисленных прав, в случае, есть ли такие ограничения предусмотрены законом, а введение таких ограничений необходимо для защиты общественного порядка, национальной безопасности, прав и свободы других лиц, общественного здоровья.

Положение указанной статьи пакта 1966 года были разъяснены в Замечаниях общего порядка Комитета по правам человека. Так, первоочередным требованием к государствам, которые пользуются ограничительной оговоркой, предусмотренной пунктом 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, является принятие внутреннего закона, содержанием которого должны устанавливаться условия, при которых право на свободный въезд и выезд с территории государства могут быть ограничены; такие условия должны иметь чёткие критерии, и они «…не должны наделять не ограниченными дискреционными полномочиями лиц, которым поручено их осуществление».

Как и к прочим видам ограничительных мер, к мерам по ограничению права на свободный въезд и выезд с территории государства применяется критерий принципа соразмерности, то есть применяемые ограничительные меры должны являться «уместными для выполнения своей защитной функции». Данные принцип пропорциональности должен быть не только отражён в законе, которым устанавливаются меры ограничения на свободу передвижения, но и применяться в административной и судебной практике.

Значительное количество необходимых правомерных ограничений предусматривает статья 19 Международного пакта в гражданских и политических правах 1966 года, в соответствии с которой каждый вправе свободно выражать своё мнение, а также свободен искать, получать, распространять информацию и идеи; однако положениями данной статьи предусмотрено возможность ограничения на свободу выражения, а также на право на доступ к информации внутренним законом государства-участника Пакта, в случае, если такие ограничения необходимы для уважения прав, свобод, чести, достоинства и репутации иных лиц, или для защиты государственной безопасности, общественного порядка, здоровье населения.

Таким образом, исходя из содержания указанной нормы, внутренним законодательством государств-участников Пакта 1966 года могут быть установлены ограничения на получение или распространения информации исключительно для тех целей, которые прямо предусмотрены нормативными актами, в соответствии с которыми и вводятся данные ограничения; цели ограничения, закреплённые во внутреннем законе государства-участника, не должны отличаться от целей ограничения, предусмотренных положениями статьи 19 Международного пакта в гражданских и политических правах 1966 года.

Стоит отметить, что меры по ограничению права на получение и распространение информации, устанавливаемые внутренним законодательством государства-участника Пакта 1966 года, должны быть прямо связаны с целью ограничения, и быть соразмерны ей.

Одним из наиболее распространённых примеров внутренних законов государств-участников Международного пакта 1966 года, которыми устанавливаются правомерные ограничения на свободу распространения информации, является закон о парламентских привилегиях, или закон, который предусматривает меры применения наказания за неуважение к суду, а также закон, который предусматривает меры по недопущению дискриминации по национальному, расового, гендерному или религиозному признаку; в последнем примере требования такого закона прямо связаны с положениями Международного пакта в гражданских и политических правах 1966 года о недопущении дискриминации.

Аналогично примеру статьи 12 Международного пакта 1966 года, внутренние законы государств-участников Международного пакта 1966 года, которыми устанавливается ограничение свободы получение информации, должны соответствовать принципу соразмерности, являться уместными для выполнения своей защитной функции, и должны представлять собой наименее ограничительное средство среди тех, которые могут быть применимы для достижения желаемого результата.

Применение вышеперечисленных оговорок, которые ограничивают права человека, государствами-участниками международного Пакта о гражданских и политических правах 1966 года осуществляется путём введения соответствующих ограничительных или обязующих норм во внутреннее законодательство, без предварительного или последующего уведомления государством Комитета по правам человека ООН. Между тем, применение процедуры отступления от соблюдения некоторых прав и свобод человека требует от государства-участника Международного пакта 1966 года соблюдения определённой процедуры.

В первую очередь стоит отметить, что статьёй 4 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года допускается принятие государствами мер по отступлению от своих обязательств в сфере прав человека во время чрезвычайной ситуации в государстве, во время которой жизнь нации пребывает под угрозой, и о наличии которого государством официально оглашено.

Чрезвычайное положение, или иное экстраординарное положение, представляет собой особенный правовой режим деятельности государства, который вводится на определенное время с целью обеспечения конституционного порядка и для восстановления нормальной жизни общества. Данный правовой институт представляет собой систему согласованных между собой правовых норм, которые определяют основания и цели введения чрезвычайного положения, полномочия государственных органов по введению чрезвычайного положения, порядок введения чрезвычайного положения, пространственные и временные рамки действия такого положения, наличие или отсутствие специального режима деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, учреждений и предприятий, который допускает ограничение прав и свобод граждан.

Таким образом, совокупность правовых норм, целью которых является регламентирование общественных отношений в период чрезвычайного положения, можно условно именовать чрезвычайным законодательством. Наличие чрезвычайного законодательства в каждом государстве обусловлено объективной возможностью возникновения в процессе развития общества и государства различных экстремальных ситуаций, которые представляют опасность для значительного количества людей, существования конституционного строя, или существования самого государства. Соответственно, для разрешения подобной ситуации и ликвидации последствий обычные формы правового регулирования являются недостаточными.

Ограничения прав и свобод граждан в режиме чрезвычайного положения не имеют индивидуального характера, поскольку не направлены персонифицировано, и распространяются на население всего государства. Основной целью введения чрезвычайного положения является создание условий для восстановления нормального правопорядка. Таким образом, государство, с одной стороны, ограничивает некоторые права и свободы человека, но с другой стороны, при помощи введения состояния чрезвычайного положения обеспечивается сохранность иных прав и интересов, которые являются более значимыми и необходимыми для существования человека. Исходя из вышеизложенного, введение чрезвычайного положения необходимо рассматривать не только в негативном ключе, как средство ограничения прав и свобод, но и в позитивном - как способ обеспечения и защиты основных прав и свобод человека.

Правомерное ограничение прав и свобод человека в виде отступления государства-участника Международного факта о гражданских и политических правах 1966 года возможно исключительно при соблюдении соответствующей процедуры. 

Первым этапом такой процедуры является официальное объявление государством-участником о введении чрезвычайного положения на его территории, независимо от того, охватывает ли состояние чрезвычайного положения часть территории страны, или всю страну. 

Второй этап данной процедуры урегулирован пунктом 3 статьи 4 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, в соответствии с которым любое участвующее в указанном пакте государство должно немедленно информировать иные государства, принимающие участие в указанном пакте, посредством направления уведомления Генеральному секретарю Организация Объединённых Наций, в котором будет указано о положении, от которых отступило государство, и о причинах, которые побудили правительство государства к такому решению. После прекращения чрезвычайного положения государство обязуется также направить уведомление о дате прекращения отступления от соблюдения прав и свобод человека.

Согласно Замечаний общего порядка №29 Комитета по правам человека, уведомление, направляемые Генеральному секретарю Организации Объединённых Наций, должно содержать полную информацию о принимаемых государством мерах, обоснование причин, которые побудили принять данные меры, с приложением документации о внутреннем действующем законодательстве, регулирующим введение чрезвычайного положения на территории государства.

Стоит отметить, что соблюдение вышеуказанной процедуры государствами-участниками Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года не является исчерпывающим элементом при отступлении от соблюдения прав человека, предусмотренных Пактом, поскольку меры, которые предусматривают отступление от положений пакта, в обязательном порядке проходят проверку в Комитете по правам человека Организации Объединённых Наций на предмет наличия действительной необходимости применения таких мер, соразмерность применяемых мер; носят ли меры, применяемые государством, направившим уведомление об отступлении от соблюдения прав человека, исключительный и временный характер; не несут ли применяемые меры дискриминации по отношению к определённым категориям лиц.

Комитетом по правам человека отмечалось, что государство-участники Международного пакта 1966 года не должны отступать от положений данного Пакта, или применять отступления, которые были сделаны ранее в случае, если ситуация может быть разрешена посредством применения ограничительных оговорок, которые содержатся в ряде статей Международного пакта 1966 года[1].

При осуществлении Комитетом по правам человека Организации Объединённых Наций проверки мер, принимаемых государствами-участниками Международного пакта 1966 года, применяемых для нейтрализации чрезвычайного положения, с отступлением от соблюдения и гарантии прав и свободы человека, Комитет также в обязательном порядке осуществляет проверку на предмет соответствия таких мер иным международным обязательствам, взятым на себя государством-участником, поскольку никакие меры не могут быть несовместимыми с иными обязательствами государства, принятыми им в рамках международного права, в частности с нормами международного гуманитарного права. Таким образом, государства-участники ни при каких обстоятельствах не могут использовать отступление от прав и свобод человека для оправдания своих действий в нарушение положений гуманитарного права или императивных норм международного права, как, например, взятие заложников, применение коллективных наказаний, произвольное решение свободы, исключение презумпции невиновности.

Наиболее ярким примером, демонстрирующим отступление государствами от соблюдения и гарантии основных прав и свобод человека, которые регулируются Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 года, является ситуация, вызванная в 2019-2020 годах пандемией вируса КОВИД-19, при которой 80 стран-участников Пакта официально объявили о введении на своей территории режима чрезвычайного положения, однако уведомление Генеральному секретарю Организации Объединённых Наций об отступлении от соблюдения и гарантии прав человека направили 18 государств-участников. Стоит также отметить, что по сведениям Комитета по правам человека Организации Объединенных Наций преимущественно государствами в условиях пандемии применялись меры ограничения прав человека, которые я прямо предусмотрена в международном пакте 1966 года, а именно запрет на свободный въезд и выезд из государства, проведение мирных демонстраций; однако при этом для достижения цели в виде избавления от пандемии государствами также применялись меры отступления от соблюдения прав граждан, к примеру право на тайну личной жизни, что выражалось в отслеживании контактов заболевшего лица с целью предотвращения распространения заболевания.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что система надзора за отступлением государств от соблюдения прав и свобод человека, утверждённая универсальными международными актами, носит наблюдательный и рекомендательный характер, в связи с чем далеко не все государства-участники считают необходимым соблюдения процедуры соответствующего уведомления об отступлении от прав человека.

Список литературы

Издательство "Обществознание и социальная психология"