Обществознание и социальная психология

ISSN 2949-2637

Название компании

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ИНОСТРАННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ НА КАФЕДРЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЗДОРОВЬЯ ПМФИ

Малофеев  Денис  Александрович, старший  преподаватель кафедры физического воспитания и здоровья

Акопян Алиса Владимировна, преподаватель кафедры физического воспитания и здоровья

Пятигорский медико-фармацевтический институт  филиал ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России, Пятигорск

Аннотация. Статья раскрывает особенности организации работы с иностранными обучающимися, необходимостью воспитания устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом в студенческой среде как основы всестороннего и полноценного развития личности. 

Annotation. The article reveals the features of organizing work with foreign students, the need to cultivate a sustainable interest in physical education and sports among students as the basis for comprehensive and complete personal development.

Ключевые слова: двигательная активность, иностранные студенты, физическая подготовленность, мотивация, вуз, формы активности, досуг.

Keywords: motor activity, foreign students, physical fitness, motivation, university, forms of activity, leisure.

Важнейшей задачей  кафедры физвоспитания и здоровья ПМФИ  с иностранными студентами является развитие функциональных  возможностей организма, а также сохранение и укрепление здоровья  студентов в нашем вузе. Важным компонентом формирования профессиональных и личностных качеств специалиста – выпускника  является физическое воспитание, включающее соблюдение законов здорового образа жизни, использование навыков мобилизации резервов личности. 

Очевидно, что имеющее тенденцию  к росту утрачивание резервных возможностей, сопротивляемости организма к негативным  внешним и внутренним факторам, а также наличие широкого перечня отрицательных диагнозов  у иностранных обучающихся ведут к  существенному снижению эффективности обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. В решении проблемы формирования личности значительная роль отводится средствам физической культуры и спорта. 

В определенной степени в процессе  занятий  физической культурой и спортом формируются  личностные качества  и психофизическая готовность  к трудовой деятельности, которая рассматривается  как интегральное состояние студента, проявляющееся в оптимальном сочетании мотивационных, операционных, психологических и физических уровней его организма. Среди функций, посредством которых физическая культура  входит в образ жизни общества и каждого человека, возрастающее значение  приобретают функции общения, физического совершенствования  и личностного самовыражения, развития физических, психических и профессионально – значимых качеств.

Важным условием успешной подготовки иностранных студентов к высокопроизводительному труду  является процесс планомерной  учебно – тренировочной работы и формирование профессиональных прикладных физических качеств и свойств личности на всем протяжении обучения студентов в вузе с использованием средств физической культуры и спорта. 

Роль физической культуры  особенно  возрастает  в   настоящее    время, когда непрерывно увеличивается информационный поток, мультиплицируются  знания, когда обучение приводит к значительному умственному и нервному перенапряжению студентов. Регулярные занятия физическими упражнениями  после интенсивной умственной работы являются для студентов одним из наиболее эффективных средств переключения нервной деятельности, создания предпосылок  для повышения их работоспособности и укрепления здоровья.

Становлению  социальной активности и зрелости, самоутверждению, формированию организаторских способностей будущих специалистов, навыков общения, развитию профессионально значимых психофизических качеств способствуют знания игровыми видами спорта – выполнение сочетаний приемов игры в дефиците времени, учебная игра в баскетбол, волейбол, футбол, настольный теннис и др. 

Такое важное качество, как инициативность, воспитывается у иностранных студентов при участии в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, в группе, комплексной спартакиаде  вуза, спортивных  мероприятиях  в  оздоровительно -спортивном лагере, на учебных практиках и т.д. Кроме того, воспитанию прикладных качеств, необходимых в трудовой деятельности, способствуют занятия легкой атлетикой, спортивными играми, туризмом по заданным маршрутам со специальными заданиями,  занятия на тренажерах и др.

Всестороннее воспитание физических способностей и систематическое  обогащение фонда двигательных умений и навыков гарантируют общие предпосылки продуктивности любой деятельности. На современном этапе социально-экономического развития общества важно заложить методологические и ценностно-гуманистические основы формирования истинной физической культуры, используя в полной мере средства физического воспитания и спорта.

Для иностранных студентов наиболее существенным моментом физического воспитания является дальнейшее повышение уровня физической культуры, формирование устойчивой мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями. Одной из главных целей управления и организации  процессом формирования мотивов и интересов к физической активности является воспитание у студентов стремления к долгосрочной физической активности.

  При вхождении в образовательное пространство России иностранные студенты сталкиваются с рядом трудностей. Процесс адаптации – сложный процесс, формирующий способности иностранного студента развиваться не только в области коммуникативного общения, изучения методики познания  иностранного языка, но и успешно взаимодействовать в формировании новых качеств личности, приобретение новых ценностей, осмысление значимости будущей профессии. Данный процесс сопряжен со многими проблемами: необходимость налаживания социальных контактов, преодоление языкового барьера, самореализация и интеграция в новом социуме, развитие толерантного отношения к участникам межкультурного общения и взаимодействия, преодоление культурного шока, приспособление к ценностям нового общества.

   Успешная и быстрая адаптация помогает быстро включиться в учебный процесс и способствует повышению качества подготовки студентов в вузе. Из этого следует, что для повышения конкурентоспособности российских вузов в сфере международного процесса обучения иностранных граждан необходима положительная динамика в социальной адаптации иностранных  студентов, как в процессе обучения, как и в процессе жизнедеятельности.

     Многие исследования и экспериментальные данные показали, что в

интернациональном образовательном пространстве необходимо решение  следующих проблем :

- повышение адаптационных возможностей студентов-иностранцев к новым условиям жизни и образовательной деятельности;

-готовность всего преподавательского состава к педагогическому взаимодействию.

    Рассматривая возможности решения выше указанных проблем  через преподавание иностранным студентам в вузе физической культуры, так как именно физическая активность служит средством восстановления не только физических, но и психологических сил студентов, а также служит хорошей адаптацией к стрессу, который вызван со сменной социальной, культурной, языковой среды и необходимостью преодолевать учебные нагрузки в новой стране. Однако недооцениваются  вопросы адаптации, связанные с физической деятельностью иностранных учащихся, так как именно здесь кроются резервы повышения эффективности процесса адаптации. Физическая активность является мощным средством восстановления психических и физических сил учащихся, помогает справиться     с проблемами социальной и индивидуально-психологической адаптации.

   Главной проблемой взаимодействия иностранных студентов и преподавателей вузов Российской Федерации является языковой барьер, так как лишь небольшая часть преподавателей может обеспечить преподавание на английском и других иностранных языках. И для решения этой проблемы в ПМФИ организованы курсы по английскому и французскому языкам, и на кафедре  физического воспитания и здоровья  составлены краткие разговорники, касающиеся непосредственно этого предмета обучения.

 В вузе ежегодно  проводится  тестирование физической подготовленности  иностранных студентов основной медицинской группы 1-5 курсов. И по результатам данных тестирований было выявлено, что с нормативами обязательных тестов по физической культуре не справляется  более половины студентов из дальнего зарубежья. Основной причиной такого низкого показателя является индифферентное отношение к занятиям

физической культурой, которое сформировалось в стране проживания, и самосознание студентов не готово к самостоятельной работе. Большинство иностранных студентов не видят в физической культуре возможностей для повышения качества обучения по специальности.

 На начальном этапе обучения иностранных студентов в ПМФИ  создается положительное отношение к занятиям по физической культуре как важному средству социальной, психологической и образовательной адаптации и  совершенствованию физических качеств и навыков, которые будут профессионально значимы для будущих квалифицированных специалистов в различных областях. Для этой цели  используются как обязательные, так и факультативные занятия по физической культуре в том объёме, который заложен в учебных планах и рабочих программах для студентов из России, а также включены  мини-соревнования и весёлые старты между российскими и иностранными студентами.

 Студенты-иностранцы должны рассматривать физическую культуру не только с позиции укрепления здоровья, но и как возможность повышения конкурентоспособности в будущей профессии. Повышение уровня физической подготовленности и адаптации к физическим нагрузкам является показателем приспособительных возможностей иностранных студентов к проживанию в нашей стране и возрастающим учебным нагрузкам. При воспитании физических качеств у иностранных студентов особое внимание  уделяется на развитие выносливости и силы. При этом обязательно учитывается то, что упражнения должны быть циклическими и достаточно умеренными, так как в достижении устойчивой адаптации большую роль играет фактор скорости мобилизации физиологических резервов и приспособительных механизмов.

Поэтому, чем медленнее происходит нарастание физических нагрузок, тем легче организму приспособиться к ним. Командные и подвижные спортивные игры с использованием игрового и соревновательного метода на высоком наглядном и эмоциональном уровне также являются наиболее эффективными адаптогенными факторами.

    Оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия в ПМФИ проводятся  с учётом религиозной и культурной ментальности иностранных студентов, уровня развития и массовости различных видов спорта в родной стране студента. К примеру, студенты из Марокко, Туниса  хорошо играют в футбол, а студенты из Вьетнама любят играть в бадминтон и настольный теннис. Как показывает практика многих вузов, такой подход к организации двигательной активности, физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности иностранных студентов оптимизирует сложный, многофакторный процесс их адаптации к проживанию и обучению в иной культурной среде.

Таким образом, рациональное использование средств физической культуры и спорта в период обучения иностранных студентов в вузе способствует решению комплексных задач прикладной подготовки выпускника к трудовой деятельности, содействует развитию профессионально важных качеств, оказывает положительное влияние на формирование личности человека. Всестороннее воспитание физических способностей и систематическое обогащение фонда двигательных умений и навыков гарантируют общие предпосылки продуктивности любой деятельности.

Список литературы

Потовская Е.С., О.Н. Крупицкая. Динамика развития координационных способностей студенток, занимающихся фитнесом// Теория и практика физической культуры: воспитание, образование, тренировка. – 2019. - № 10. – 54-56.

Севрюкова, Г.А. Физиологические аспекты адаптации студентов вуза к условиям профессионального обучения: автореф. дис. … д-ра биол. наук / Севрюкова Г.А. – Астрахань, 2005. – 36 с.

 Тарасенко И.Р. Организация спортивно-оздоровительной деятельности в процессе физкультурного образования студентов высших учебных заведений/  И.Р. Тарасенко, А.А. Марченко, А.К. Белов, Ю.А. Филиппов// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2019. - № 6. – 64-66.

Издательство "KPO-SCIENCE"