Название компании
УДК 338.467
Кондратьева Юлия Николаевна,
Магистрант
Кафедры гражданского и международного частного права, юридического факультета
ЛГУ имени А.С. Пушкина
г. Санкт-Петербург
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные правоприменительные проблемы защиты прав граждан при получении услуг в медицинской сфере. Отдельное внимание отводится научному анализу основных источников права в сфере защиты прав потребителя с учетом особенностей сферы медицинских услуг. По итогам рассмотрения темы, автор работы приходит к выводу, что наиболее вероятным и эффективным способом гражданско-правовой защиты является гражданская, административная и уголовная ответственность исполнителя оказываемых медицинских услуг в зависимости от характера ущерба.
Ключевые слова: медицинские услуги, договор оказания услуг, особенности защиты, способы защиты, защита прав, гражданское право, здравоохранение, оказание услуг, потребительский договор, потребительский спор.
Annotation. The article discusses the current law enforcement problems of protecting the rights of citizens when receiving services in the medical field. Special attention is paid to the scientific analysis of the main sources of law in the field of consumer protection, taking into account the specifics of the medical services sector in which there are additional separate laws and regulations affecting the legal possibilities for protecting the rights of citizens as consumers of these services. Based on the results of consideration of the topic, the author of the work comes to the conclusion that the most likely and effective way of civil protection is civil, administrative and criminal liability of the contractor of the medical services provided, depending on the nature of the damage.
Keywords: medical services, contract for the provision of services, features of protection, methods of protection, protection of rights, civil law, healthcare, provision of services, consumer contract, consumer dispute.
Введение
Актуальность. На современном этапе развития общественных отношений в Российской Федерации, сфера здравоохранения является одной из наиболее актуальных социальных гарантий для населения.
Только в 2022 году был утвержденный бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования составил 2 801 058 677,1 тыс. рублей, а исполнение составило 2 797 058 725,9 тыс. рублей или 99,9% от размера, утвержденного Федеральным законом № 392-ФЗ см. рис. 1.
Рисунок 1. Структура расходов бюджета Федерального фонда в 2022
Почти стопроцентное освоение бюджетных средств населением страны свидетельствует о востребованности медицинских услуг различной направленности по полисам ОМС.
В этой связи особое значение для возникающих общественных отношений по факту получения медицинских услуг у населения и государственных учреждений приобретают нормативно-правовые акты, которые определяют соответствующий порядок поведения и алгоритм реализации социальных гарантий на медицинские услуги для населения.
Ранее проведенные исследования на тему раскрытия сущности вопросов правового обеспечения прав граждан в сфере оказания медицинских услуг достаточно широко представлены в науке гражданского право различными отечественными учеными, например труд С. В. Нагорной, который посвящен особенностям договора об оказании медицинских услуг[1] и другие[2].
Однако по настоящее время менее изученной является тема особенностей защиты прав граждан (потребителей) получающих медицинские услуги, где актуальной остается проблема эффективности способов гражданско-правовой защиты.
Цель работы – рассмотреть существующие особенности правового регулирования защиты прав граждан в сфере оказания медицинских услуг.
Методы исследования. Общетеоретические и специальные научные методы, как системный, аналитический, сравнительно-технический, системно-структурный, диалектический.
Обсуждение и результаты
Одним из фундаментальных нормативно-правовых актов закрепляющих социальные гарантии прав граждан является – Конституция Российской Федерации, на основании которой подробным образом в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определен порядок реализации прав граждан.
Данный порядок имеет соответствующие смежные законы, регламентирующие не менее важный аспект «финансовую часть» рассматриваемого вопроса. Одним из основных финансово-правовых инструментов является – обязательное медицинское страхование. Так, по полису ОМС граждане реализуют свои социальные гарантии впоследствии при обращении в государственные учреждения здравоохранения.
В свою очередь в основе правоотношений пациента (потребителя) обращающегося в государственные учреждения сферы здравоохранения лежит медицинская помощь, оказываемая бесплатно за счет средств определенного бюджета обязательного медицинского страхования.
В частности, Ч. Ф. Валиуллиной отмечается, что любые медицинские услуги являются по своей правовой характеристике гражданско-правовыми вне зависимости от того, получает их гражданин на основании обязательного или добровольного страхования, либо по договору на оказание услуг[1].
Следовательно, гражданин, получая медицинские услуги, приобретет с правовой точки зрения не только правовой статус «пациента», но также и потребителя согласно Закону «О защите прав потребителей», при этом принимая также во внимание соответствующие Постановления Пленума Верховного Суда РФ о перечне прав пациента как потребителя.
По результатам эмпирического анализа научных источников, следует выделить некоторые наиболее проблемные аспекты правоотношений в сфере оказания медицинских услуг.
В частности, далеко не в каждом случае и не все способы гражданско-правовой защиты могут быть применимы для защиты своих прав ввиду получения медицинских услуг ненадлежащего качества. Например, некоторые из менее востребованных способов определяются К. О. Головачевой «…взыскание неустойки, взыскание процентов за использование чужими денежными средствами…»[2].
Несмотря на существующее множество способов правовой защиты, по мнению автора настоящей работы, наиболее актуальным является способ защиты по возмещению убытков, вреда причиненного здоровью, а также компенсация морального вреда. При этом, данный вывод основывается на результатах анализа материалов судебной практики по делам в сфере защиты прав потребителя в сфере медицинских услуг[3]. Недостатки или ошибки в оказании медицинских услуг связанных с причинением повреждения (ухудшения) состоянию здоровья пациента при помощи рассматриваемых способов представляется возможным эффективно использовать при восстановлении положения потерпевшего, которое существовало до момента нарушения его прав.
Список литературы: