Обществознание и социальная психология

ISSN 2949-2637

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378

Лаврентьева Анастасия Сергеевнамагистрант, Елабужский институт Казанского (Приволжского) Федерального Университета, г. Елабуга

Ронжина Камилла Ильшатовна, магистрант, Елабужский институт Казанского (Приволжского) Федерального Университета, г. Елабуга

В статье рассматриваются вопросы создания и применения компьютерного тестирования в целях осуществления контроля и оценки знаний в условиях дистанционного образовательного процесса. Проводя контроль знаний, умений и навыков оценка должна быть справедливой и объективной. На сегодняшний день, современные технологии позволяют сгладить несовершенство системы контроля оценки знаний и сделать задания наиболее разнообразными. Более подробно описывается многообразие тестовых заданий, которые могут быть предоставлены учащимся благодаря возможностям цифровых образовательных ресурсов.

The article discusses the issues of creating and using computer testing for the purpose of monitoring and assessing knowledge in the conditions of the distance educational process. When monitoring knowledge, skills and abilities, the assessment must be fair and objective. Today, modern technologies make it possible to smooth out the imperfections of the knowledge assessment control system and make tasks more diverse. The variety of test tasks that can be provided to students thanks to the capabilities of digital educational resources is described in more detail.

Ключевые слова: дистанционное образование, цифровые образовательные ресурсы, цифровые инструменты, цифровизация образования, контроль и оценка знаний, тестирование.

Keywords: distance education, digital educational resources, digital tools, digitalization of education, control and assessment of knowledge, testing.

В настоящее время система образования характеризуется появлением новых образовательных технологий и высокими темпами цифровизации. В последнее время широкое распространение получило дистанционное обучение. Дистанционное обучение – образовательный процесс, который обеспечивает связь обучающихся и преподавателей на расстоянии.[1]

Для осуществления успешного обучения, огромную роль играет контроль и оценка знаний обучающихся. Благодаря контролю, в системе дистанционного обучения, устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимися, которая позволяет управлять умственными и практическими действиями в ходе обучения. Контроль знаний, умений и навыков должен проводиться своевременно и систематически, только тогда оценка знаний будет давать необходимый воспитательный эффект. Основываясь на данных контроля, преподаватель намечает и проводит работу, необходимую для прочного усвоения знаний.

Недостаточное методическое обеспечение и несовершенство системы контроля и оценки знаний в современном образовании, можно решить с помощью многообразия тестовых заданий, которые предлагают нам цифровые образовательные ресурсы. 

Основные принципы контроля знаний учащихся, которые необходимо соблюдать в дистанционном обучении, выделяет в своих работах Ломовцева Н.В. [2] По мнению автора, основу составляют три принципа: объективность, демократичность, массовость и кратковременность. Действительно, деятельность учащихся должна оцениваться при минимальном воздействии субъективного фактора, необходимо создавать равные условия для всех обучающихся, контроль знаний должен быть организован так, чтобы за меньшее время осуществить проверку знаний у большего количества обучающихся.

Тест – средство, которое позволяет выявить уровень и качество усвоения знаний. Разработчики тестов должны придерживаться некоторых принципов (соответствие целям, уровню современной науки, содержанию учебной дисциплины), чтобы тест охватывал более глубокие уровни знаний и включал в себя широкое содержание. [3] Сложным вопросом является не только организация тестирования, но и оценивания и подсчета результатов, так как разные преподаватели в разных учебных заведениях один и тот же ответ могут оценить абсолютно по-разному.  Применение цифровых образовательных технологий помогает преодолеть субъективность и прямолинейность процесса тестирования, поднимая уровень оценивания знаний.

В процессе тестирования, помимо комплексности и сбалансированности, необходимо реализовать функции начала, постановки, продолжения и завершения тестирования.

Процесс разработки тестирования включает в себя введение названия тестового блока, редактирование вступления к тесту, определение продолжительности, то есть точной даты и времени начала и окончания тестирования, установка возможного количество попыток тестирования. Не менее важным является выбор метода оценивания, количество вопросов, случайный порядок ответов и многое другое. [4]

При разработке тестирования наиболее важным аспектом является наличие заранее разработанных критериев оценивания. В общем случае за правильный ответ выставляется один балл, за неправильный – ноль. В таком случае сумма всех баллов, которые набрал учащийся, ассоциируется с уровнем его знаний. Существуют и более сложные схемы оценивания, такие как рейтинговые или же с процентным соотношением.[5]

Цифровые образовательные ресурсы при разработке тестирования предоставляют пользователям все вышеперечисленные возможности. Вопросы могут и должны быть нескольких типов: короткий ответ, множественный выбор, на соответствие элементов, числовой ответ, верно/неверно и другие, таким образом, в один тест могут быть включены вопросы разных типов. Использование различных типов вопроса позволяет наилучшим образом выявить проблемные места обучающихся и позже проработать эти задания. 

«Множественный выбор». Вопрос, который позволяет выбирать один или несколько правильных ответов из предложенного списка. Такой тип вопроса позволяет нам точно настроить оценку за данное задание, конкретно распределив вес каждого ответа в процентах. Если правильно произвести настройку вопроса и выставить точные критерии оценивания, система самостоятельно проверит тест и выставит количество набранных баллов из максимально возможных. Простой формой данного типа вопроса является вопрос «Верно/неверно», который предполагает лишь 2 варианта ответа.

Тестовые задания с коротким ответом, предоставляют возможность вводить в качестве ответа одно или несколько слов. Использование данного типа вопроса исключает возможность ответить правильно, имея поверхностное знание предмета. Такой тип оценивается путем сравнения ответов учащихся с разными образцами ответов, предложенных преподавателем.

Тестовые задания с числовым ответом позволяет сравнивать числовые ответы с несколькими заданными вариантами, при этом учитывая единицы измерения. 

Разработка тестовых заданий на соответствие предполагает, что ответ на каждый из поставленных вопросов должен быть выбран из списка возможных. В данном типе заданий условием является то, что вы должны указать по меньшей мере два вопроса и три ответа.

Контроль и оценка в системе дистанционного образования является неотъемлемой частью процесса обучения.[6] Многообразие типов тестовых заданий развивают мышление обучающихся и позволяют разнообразить тест. Проведение проверки знаний в форме тестирования предоставляет преподавателю возможность отслеживать успехи учащихся, вовремя выявлять, исправлять ошибки и оказывать необходимую помощь и консультацию. Современные цифровые технологии дают возможность более объективно и систематично оценивать работу учащихся. Для обучающихся, контроль их учебных достижений является фактором, определяющим мотивы учебного труда.

Литература

1. Полат Е. С. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева. — М.: «Академия», 2004. — 416 с.

2. Ломовцева Н. В. Контроль учебной деятельности в дистанционном обучении. 

3. Раззаков, Ш. И. Контроль знаний в системе дистанционного обучения / Ш. И. Раззаков, У. З. Нарзиев, Р. Б. Рахимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 70-73.

4. Романенкова, Д.Ф. Методы педагогического контроля качества учебной деятельности в системе дистанционного обучения //Вестник: сетевой журнал.2013.

6.Гаврилова Л. А. Дистанционное образование. Электронные курсы: Учебно-методическое пособие для преподавателей. — Екатеринбург: УГГУ, 2006. — 74 с. 

Издательство "Обществознание и социальная психология"