Обществознание и социальная психология

ISSN 2949-2637

Название компании

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В МЕХАНИЗМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Крючкова Анастасия Алексеевна

ФГБОУ ВО «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина, г. Саратов

Аннотация. В статье рассматриваются особенности профессиональных правовых антикоррупционных компетенций государственных и муниципальных служащих в механизме противодействия коррупции на основании базовых Федеральных законов. В статье обоснована необходимость проведения целенаправленной государственной политики по непрерывному правовому антикоррупционному образованию кадрового состава органов государственной и муниципальной власти. 

Abstract. The article discusses the features of professional legal anti-corruption competencies of state and municipal employees in the anti-corruption mechanism on the basis of basic Federal laws. The article substantiates the need for a targeted state policy on continuous legal anti-corruption education of personnel of state and municipal authorities.

Ключевые слова: государственный служащий, муниципальный служащий, антикоррупционное образование; коррупция; противодействие коррупции, профессионализм, компетентность. 

Keywords: state employee, municipal employee, anti-corruption education; corruption; anti-corruption, professionalism, competence.

Осуществляющаяся конституционная реформа публичной власти в Российской Федерации направлена на повышение качества государственного и муниципального управления «для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории» [1]. Обеспечить выполнение стоящих перед нашим обществом актуальных задач способен только высокопрофессиональный кадровый состав публичной службы, обладающий сформированными профессиональными правовыми антикоррупционными компетенциями. 

Одним из приоритетных направлений проводимой модернизации является противодействие коррупции на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Высокие показатели коррупции, пронизывающей все слои общества, наносят невосполнимый ущерб жителям нашей страны, всему обществу и российскому государству. Это сдерживает рост уровня жизни, снижает доверие к представителям органов государственной и муниципальной власти, которые не в полной мере обеспечивают правовую защищенность наших граждан. 

В базовом Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [2] закреплены понятия «коррупция», «противодействие коррупции», определены основные направления государственной антикоррупционной политики, меры по профилактике коррупции, основные требования к лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим. Указанный закон определяет коррупцию как «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами». 

Поскольку коррупция является деформированной стороной профессиональной служебной деятельности чиновников, наделенных публичной властью, её следует рассматривать как социально опасное противоправное деяние со специфическими свойствами, направленное против интересов службы и государства. Неотъемлемым элементом деятельности участников коррупционных отношений является перевод социально-экономических отношений в «теневую плоскость», когда общество вынужденно постепенно смиряется с условиями жизни «по понятиям». 

Именно поэтому вопросы противодействия коррупции в системе публичного управления становятся все более острой проблемой не только эффективности действующей публичной власти и стабильности в обществе, но и устойчивого развития страны. 

Современное российское законодательство устанавливает требования к организации работы кадровых служб государственных и муниципальных органов власти по профилактике коррупционных правонарушений. Они обязаны создать условия, пресекающие возможность коррупционного поведения государственных и муниципальных служащих. С этой целью осуществляется совершенствование правовых основ противодействия коррупции. 

Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено «введение антикоррупционных стандартов», т.е. установление для профессиональной служебной деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции. 

Федеральным законом от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [3] закреплены следующие требования к служебному поведению государственного гражданского: исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности; не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство и др. 

Указом Президента РФ от 12.08.2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» [4] установлены правовые и этические основы поведения федеральных государственных служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении своих должностных обязанностей. Реализация общих принципов обеспечит формирование таких качеств служебного поведения государственного служащего как соблюдение закона, открытость, честность, неподкупность, порядочность, требовательность, и ответственность. 

В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», [5] муниципальный служащий обязан: исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации и др. Указанный закон предусматривает антикоррупционные механизмы на муниципальной службе (установление квалификационных требований к должностям муниципальной службы при поступлении на муниципальную службу, проведение конкурсных процедур, установление ограничений и запретов, уведомление муниципальными служащими о фактах обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционных преступлений и конфликте интересов). 

Указанными нормативными правовыми актами установлены запреты и ограничения, связанные с поступлением и прохождением государственной и муниципальной службы. Налажен контроль над соблюдением законодательных норм. Растёт роль и значимость комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих. Происходит модернизация законодательства направленного на урегулирование конфликта интересов. 

Проблемы противодействия коррупции находятся в поле зрения средств массовой информации, институтов гражданского общества, правоохранительных органов. 

Однако даже при таком колоссальном масштабе принимаемых мер, позитивных результатов явно недостаточно. Одной из причин низких показателей борьбы с коррупцией является существенное расхождение между декларируемыми принципами и реализацией их на государственной и муниципальной службе. 

Патова Е.М. отмечает «Лица, претендующие на замещение должностей государственной и муниципальной службы, должны не только иметь соответствующее профессиональное образование, стаж (опыт) работы по специальности, профессиональные знания и навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей, но и обладать определенными деловыми и личностными качествами» [6].

Обеспечить формирование профессиональных правовых антикоррупционных компетенций государственных и муниципальных служащих поможет проведение целенаправленной политики по непрерывному правовому антикоррупционному образованию кадрового состава органов государственной и муниципальной власти. Именно в процессе правового воспитания и правового обучения формируется правовое сознание и правовая культура как фактор антикоррупционного поведения российских чиновников. 

В настоящее время в условиях цифровой трансформации системы образования в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации создано единое академическое образовательное пространство, в рамках которого осуществляется онлайн-трансляция лекций по различным учебным дисциплинам, в том числе и «Противодействие коррупции». 

При этом необходимо сформировать систему непрерывного правового антикоррупционного образования в течение всей жизни, включая общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование (бакалавриат, магистратура, аспирантура). В дальнейшем, не реже одного раза в два года необходимо проводить профессиональное правовое антикоррупционное развитие государственных и муниципальных служащих по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки. 

Профессиональное правовое антикоррупционное самоопределение должно стать одной из важнейших характеристик личностного статуса российских чиновников. 

Профессиональные правовые антикоррупционные компетенции могут быть сформированы только при их закреплении в практико-ориентированной деятельности и становлении неотъемлемым элементом в механизме противодействия коррупции. 

В связи с этим при направлении обучающихся на образовательную программу необходимо выдавать задания и обеспечивать возможности контроля над получением профессионального правового антикоррупционного результата при окончании программы. 

Такая непрерывная система образования обеспечит формирование антикоррупционных компетенций высокопрофессионального кадрового корпуса государственных и муниципальных служащих. 

Таким образом, от профессиональной правовой антикоррупционной компетентности чиновников напрямую зависит повышение эффективности государственного и муниципального управления на принципах правового государства в интересах социально-экономического развития нашей страны, повышения уровня жизни наших граждан и укрепления безопасности России. 

Литература

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //СПС «КонсультантПлюс». URL: http: // www.consultant.ru/ (дата обращения 07.11.2023). 

2. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 10.07.2023 № 286-ФЗ) «О противодействии коррупции» // СПС «КонсультантПлюс».  URL: http: // www.consultant.ru (дата обращения 07.11.2023). 

3. Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 24.07.2023 № 357-ФЗ) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» URL: http: // www.consultant.ru/ (дата обращения 07.11.2023).

4. Указ Президента РФ от 12.08.2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» // СПС «КонсультантПлюс» URL: http: // www.consultant.ru (дата обращения 07.11.2023).

5. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 10.07.2023 № 286-ФЗ) «О муниципальной службе в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» URL: http: // www.consultant.ru/ (дата обращения 07.11.2023).

6. Патова Е. М. Антикоррупционные механизмы в реализации кадровой политики государственных органов и органов местного самоуправления // Журнал российского права. - 2016. - №12 (240). – С. 116.

 

Издательство "KPO-SCIENCE"