Обществознание и социальная психология

ISSN 2949-2637

Название компании

РАЗВИВАЮЩАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ В КУРСАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ-НЕФИЛОЛОГОВ

УДК 378.147

Шкодич Л. В., кандидат филологических наук, доцент, 

профессор кафедры иностранных языков 

Калининградский государственный технический университет 

Россия, г.Калининград

     Описана система развивающего текущего контроля для курсов иностранного языка на неязыковых направлениях подготовки российских ВУЗов. Система представлена в качестве неотъемлемого элемента курсов иностранного языка, ориентированных на динамичное иноязычное речевое развитие студентов-нефилологов. Сформулированы принципы и условияобеспечивающие развивающий характер и эффективность предлагаемой системы контроля. Представлен практически применимый и универсальный способ организации, психолого-педагогической поддержки и методического обеспечения развивающей системы контроля для курсов иностранного языка в неязыковых ВУЗах России.

Ключевые слова: иноязычное речевое развитие студентов, принципы развивающего контроля

The author of the article presented a system of ongoing speaking skills monitoring aimed at foreign-language speech-based personal development of non-linguist students at today’s Russian Federation universities. Being a tool of control and evaluation, the presented system is at the same time oriented at developing the students’ speaking and cognitive abilities while acquiring a foreign language within the chosen professional university curriculum. The emphasis is placed on formulating the principles and implementing the crucial conditions for the monitoring system to realize its educational potential and ensure effective students’ foreign-language speech-based development. The system can be easily integrated into the available university foreign language courses.

Key words: students’ personal development-oriented control

     Общеизвестным фактом сегодня является обязательное наличие контроля в любой системе обучения. Обучение иностранным языкам студентов российских технических ВУЗов также не является исключением. Вместе с тем,  вопрос об эффективности той или иной системы контроля, о целесообразности и режиме применения определенных форм контрольных заданий решается по-разному в различных курсах иностранного языка. Причины этого обычно связаны с различным пониманием основных задач таких курсов, которые в большинстве случаев формулируются в терминах дидактики, как чисто учебные, зачастую технические и лишь косвенно касаются собственно образовательных целей, т.е. целей индивидуально-личностного развития студентов.

     С нашей точки зрения,  любой курс иностранного языка для студентов-нефилологов может и должен в первую очередь решать задачи дальнейшего индивидуально-личностного развития молодых людей. Комплекс таких задач курса иностранного языка в неязыковом ВУЗе мы обозначаем как задачи иноязычного речевого развития студентов (ИРРС). Мы выделяем иноязычное речевое развитие в качестве отдельного направления индивидуально-личностного развития молодых людей [1] и называем курсы иностранного языка для неязыковых направлений подготовки в системе высшего профессионального образования, нацеленные на иноязычное речевое развитие студентов, развивающими курсами. 

     Реализация курса иностранного языка с позиций ИРРС предполагает формирование преподавателем развивающей обучающей иноязычной среды, в которой студенты получают возможность и необходимую психолого-педагогическую и методическую поддержку для регулярного осознанного создания на каждом занятии собственных индивидуальных иноязычных речевых продуктов - пересказов, изложений, сочинений – как способов проявления и совершенствования молодыми людьми своих индивидуально-личностных и профессиональных качеств.

     Под иноязычным речевым развитием студентов мы понимаем управляемый педагогическими средствами психофизиологический процесс постепенного позитивного качественного и количественного изменения их речемыслительных способностей,  непосредственно вовлекающий определенные сферы индивидуальности студентов (волевую, интеллектуальную, саморегуляции и другие [2]) и оказывающий существенное влияние на развитие качеств личности молодых людей [3;4].

     Система текущего контроля в курсах иностранного языка для студентов-нефилологов при определенных условиях может стать органичной развивающей частью таких курсов и служить в качестве эффективного инструмента дальнейшего иноязычного речевого развития студентов. Как известно, одним из главных условий обеспечения речевого развития человека является регулярная практика собственной речи обучаемых [5]. Исходя из этого, в качестве доминирующей формы заданий в рамках текущего контроля в курсах иностранного языка для студентов-нефилологов мы считаем целесообразным применять задания на создание студентами собственных завершенных речевых продуктов на иностранном языке. Именно такие задания позволяют студентам, параллельно со шлифовкой своих грамматических навыков и индивидуальной активизацией определенного целевого вокабуляра, системно развивать  свои творческие качества, регулярно прилагать волевые усилия и систематически (причем с возрастающей эффективностью) применять приемы самоконтроля. 

     Однако, как показывает практика, данная форма текущего контроля оказывает выраженный развивающий эффект лишь при соблюдении определенного комплекса психолого-педагогических условий [6]. Первым элементом в данном комплексе условий, по нашему мнению, является регулярность и достаточная частота выполнения студентами индивидуальных творческих заданий на иностранном языке как основных заданий системы текущего контроля. С нашей точки зрения, наиболее эффективно применение таких контрольных заданий в форме еженедельных домашних  учебно-творческих письменных работ студентов, а также подготовленных дома и регулярно предъявляемых каждым студентом на занятиях устных пересказов и других связных тематических высказываний.

     Следующим важным условием эффективности применения указанных индивидуальных учебно-творческих контрольных заданий (т.е. условием их развивающего воздействия на студентов) является требование соответствия контрольного задания изученному в классе материалу и освоенным студентами формам представления данного материала на иностранном языке. Помимо этого, развивающая система контрольных заданий сможет реализовать свое педагогическое предназначение только в том случае, если заранее сформулированы педагогом и хорошо поняты студентами рекомендации по подготовке и требования в отношении качества создаваемых студентами иноязычных речевых продуктов. К последним мы относим: а/ полностью самостоятельное создание речевого продукта (например, абсолютно самостоятельное написание сочинения); б/детальная тщательная подготовка и самопроверка студентом каждого предложения в готовом речевом продукте до его предъявления преподавателю; в/ правильное использование студентом максимально возможного количества изученных на занятии целевых лексических и грамматических единиц в собственном иноязычном речевом продукте; г/ выполнение всех предусмотренных преподавателем дополнительных действий, сформулированных по результатам проверки качества подготовленного студентом иноязычного речевого продукта (например, задание подготовить и с выражением прочесть свой исправленный текст вслух).

     Из вышесказанного понятно, что эффективная, развивающая система контроля, как и все остальные элементы курса иностранного языка в неязыковом ВУЗе, создается за счет дополнительных усилий педагога по разработке и внедрению мощной системы организационно-педагогической, психолого-педагогической и методической поддержки учебной деятельности студентов. В частности, преподаватель заблаговременно разрабатывает и снабжает студентов необходимыми алгоритмами учебной деятельности, памятками по критериям качества, рекомендациями по подготовке конкретных речевых продуктов. Помимо этого, на преподавателе в курсе иностранного языка лежит ответственность за всеобъемлющую психолого-педагогическую поддержку системы обучения иностранному языку, включающей подсистему развивающего контроля. По нашему мнению, в этом случае эффективная психолого-педагогическая поддержка должна проявляться как незыблемый педагогический оптимизм – вне зависимости от уровня обученности и степени мотивации обучаемых, неизменно позитивная позиция преподавателя в процессе оценивания им усилий и результатов учебной деятельности каждого студента, а также постоянное активное стимулирование педагогом прилагаемых студентами усилий. 

     С организационной точки зрения, необходимой, трудоемкой и важной функцией педагога, является функция регулярной обратной связи преподавателя со студентами. С нашей точки зрения, эффективная обратная связь преподавателя с каждым студентом должна включать следующие шаги: а/индивидуальную проверку и оценку каждой еженедельно выполняемой студентами учебно-творческой устной и письменной  домашней работы;  б/ индивидуальное обсуждение затруднений и возможных недопониманий каждого обучаемого и в/ формулирование подходящих именно этому студенту корректирующих дополнительных заданий (например, упражнений на тренировку плохо освоенной грамматической формы – с самопроверкой по ключу). 

     Предлагаемая форма текущего развивающего контроля обладает свойствами системности, максимальной   интегрированности в процесс развивающего обучения иностранному языку студентов-нефилологов  и отличается высокой степенью индивидуализации педагогического процесса. Развивающий эффект достигается всем комплексом составляющих данную систему элементов, которые тесно взаимосвязаны между собой и полностью обеспечены методически. Мы считаем, что эффективное методическое обеспечение развивающей системы текущего контроля должно:  1/ включать   набор еженедельных индивидуальных контрольных домашних учебно-творческих заданий для студентов; 2/ предусматривать еженедельный режим выполнения заданий студентами и еженедельную проверку студенческих работ преподавателем; 3/ обеспечивать регулярное обсуждение и индивидуальный учет качества еженедельных домашних работ студентов; 4/ психолого-педагогически поддерживать управляемую непрерывную корректирующую учебную деятельность студентов; 5/ методически  (за счет исчерпывающего комплекта методических рекомендаций и памяток) обеспечивать максимум возможностей для иноязычного речевого развития студентов. 

     Описанная выше система основана на принципе максимальной индивидуализации всего процесса контроля, начиная с гибкого планирования объема творческих работ студентов с опорой на актуальные языковые возможности каждого, включая регулярную индивидуальную обратную связь студента с преподавателем по результатам проверки и по поводу целесообразных корректирующих учебных действий, заканчивая персональным учетом достижений каждого студента. Наш многолетний опыт преподавательской деятельности показывает, что данная система развивающего текущего контроля способна существенно усилить динамику иноязычного речевого развития студентов при их обучении иностранным языкам в неязыковом ВУЗе. 

     Предлагаемая нами система развивающего контроля, как мы считаем, носит универсальный характер, поскольку является гибкой и дает возможность преподавателю при выдаче контрольных заданий исходить из реальных языковых и прочих обстоятельств, влияющих на эффективность учебной деятельности каждого студента, а также обеспечивает студентам максимум психолого-педагогической и методической поддержки. Система компактна и может быть достаточно легко интегрирована в учебный процесс. При полном методическом обеспечении, соблюдении педагогических принципов эффективности контроля, а также заинтересованности преподавателя, понимании им  сущности и возможностей индивидуального иноязычного речевого развития студентов-нефиологов предлагаемая система развивающего контроля может использоваться практически в любом курсе иностранного языка.

Использованные источники:

1. Шкодич Л.В. Речевое развитие обучающихся как актуальная задача современного образования // Наука и мир: международный  научный журнал. – №11(27). - Волгоград,  2015. – С. 88-91.   

2. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Педагогика индивидуальности. Учебник и практикум для ВУЗов / 2-е издание, дополненное. – М., Изд. «Юрайт», 2023. 

– 410 с.

3. Шкодич Л.В. Речевое развитие человека на различных ступенях образования // IV Международный балтийский морской форум 22-28 мая 2016 г. XIV Международная научная конференция "Инновации в науке, образовании и предпринимательстве - 2016". Тезисы докладов. № 2. - Калининград: Изд-во БГАРФ, 2016. - С. 256 - 258.

4. Шкодич Л.В. Речевое развитие студентов-нефилологов в курсе иностранного языка // Интернаука: научный журнал. – № 25(29). – М., Изд. «Интернаука», 2017. - С.221-223.

5. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., Изд. «Просвещение», 1969. – 216 с.

6. Шкодич Л.В. О факторах и условиях эффективного речевого развития студентов при обучении  иностранным языкам в ВУЗе // Интернаука: научный журнал. – № 43(77). Часть 1. – М., Изд. «Интернаука», 2018. - С. 50-53.

 

Издательство "KPO-SCIENCE"