Название компании
УДК 37.1174
Золоторева Юлия Владимировна, кандидат социологических наук,зав. кафедрой общей педагогики и педагогических технологий Россия, г. Ессентуки
Меликян Тамара Вячеславовна, студент 5 курс 44.03.01 профиль «Педагогическое образование» по специальности «Начальное образование» Филиал СГПИ г. Ессентуки
Аннотация. Статья посвящена Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России в начальном общем образовании.
Отмечено, что согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», выступающей методологической основой разработки и реализации ФГОС начального общего образования, важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающегося – это первостепенная задача современной образовательной системы, представляющая собой важный компонент социального заказа для воспитательной деятельности любого образовательного учреждения. Известно, что содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями, приобретает определенный характер и направление в зависимости от того какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.
Таким образом, приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание нравственных качеств личности.
Ключевые слова: духовно- нравственное воспитание, гражданин, социально-педагогическая поддержка, высоконравственный, компетентный, общечеловеческие ценности.
The article is devoted to the concept of spiritual and moral development and upbringing of the personality of a citizen of Russia in primary general education.
It is noted that according to the "Concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia", which serves as the methodological basis for the development and implementation of the Federal State Educational Standard of Primary general education, the most important goal of modern education and one of the priorities of society and the state is education, socio-pedagogical support for the formation and development of a highly moral, responsible, creative, initiative, competent citizen Russia.
The spiritual and moral development and upbringing of the student is the primary task of the modern educational system, which is an important component of the social order for the educational activities of any educational institution. It is known that the content of the spiritual and moral development and upbringing of the individual is determined in accordance with the basic national values, acquires a certain character and direction depending on what values society shares, how their transmission from generation to generation is organized.
Thus, the priority in the process of development and socialization of younger schoolchildren is the education of moral qualities of the individual.
Key words: spiritual and moral education, citizen, socio-pedagogical support, highly moral, competent, universal values
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Основная педагогическая цель – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.
На основе этого идеала в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обоснован «портрет выпускника начальной школы»:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину; - уважающий и принимающий ценности семьи и общества; - любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; - владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; - готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; - доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; - выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Для достижения поставленной цели определены задачи духовно-нравственного воспитания т.е. ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности определены ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, которые согласуются с традиционными источниками нравственности. К ним относятся:
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
На основе данных ценностей определены основные направления и содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю.
Содержание
-элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, о его важнейших законах;
-представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и герба субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
-элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
-стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;
-любовь к образовательному учреждению, городу;
-умение отвечать за свои поступки;
Формы работы:
-беседы, чтение книг;
-экскурсии, путешествия по историческим и памятным местам;
-сюжетно-ролевые, творческие конкурсы, праздники;
-проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, встречи с ветеранами и военнослужащими.
Ценности: нравственный выбор, справедливость, милосердие, честь, уважение родителей, ответственность и чувство долго, забота и помощь, мораль, честность, щедрость.
Содержание
- различие хороших и плохих поступков; - представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в общественных местах, на природе;
- уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстниками и младшим; - установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; - знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
- стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его.
Формы работы:
- обучение дружной игре, взаимной поддержке;
- беседы, классные часы о семье, о родителях и прародителях;
Ценности: уважение к труду; целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
Содержание:
- первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда; - уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- элементарные представления об основных профессиях;
- первоначальные навыки коллективной работы;
- умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных заданий; - бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; - отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей; - умение соблюдать порядок на рабочем месте.
Формы работы
- экскурсии, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий;
- беседы о профессиях своих родителей;
- проведения внеурочных мероприятий – праздники труда, конкурсы, города мастеров, раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Содержание
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формы жизни, понимание активной роли человека в природе; - бережное отношение к растениям и животным.
Формы работы:
- экскурсии, прогулки по родному краю;
- высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц, создание и реализация коллективных природоохранных проектов.
Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение в творчестве и искусстве.
Содержание
- интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; - интерес к занятиям художественным творчеством;
- стремление к опрятному внешнему виду;
- отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Формы работы:
- разучивание стихотворений, знакомство с картинами, обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;
- беседы «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседы о прочитанных книгах, художественных фильмах;
- обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего; - участие в художественном оформлении кабинетов.
Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов:
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной символике, законам Российской Федерации; - элементарные представления о государственном устройстве и социальной структуре российского общества; - начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; - нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе целом;
- уважительное отношение к родителям, к страшим, заботливое отношение к младшим; - знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
- ценностное отношение к природе;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; - личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; - первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей; - первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение научающимися:
При этом воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающегося распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях, а уже на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся – формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.
В 1 классе реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания личности осуществляется посредством проведения занятий «Азбука нравственности». Содержание этих занятий соотносится с основными направлениями духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, перечисленными выше.
Основные темы
«Здравствуй, школа», «Правила поведения в школе», «Что такое доброта?», «Государственные символы России», цикл бесед «Трудиться-всегда пригодиться», «Твое здоровье».
«Что значит быть учеником?», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Моя семья», «Моя малая Родина».
«Наш труд в классе и дома», «Мой труд каждый день дома», «Культура внешнего вида», «Каждой вещи – свое место», «Как быть прилежным и старательным».
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Каждое занятие содержит в себе интеграцию различных форм деятельности: беседа, диалог, речевая игра, викторина, словаря этики, анализ поведенческих ситуаций, занятия-утренники. В процессе занятий активно используются этические беседы, проводится частая смена видов деятельности во время занятий, учитывая возраст школьников.
На занятиях происходит постоянное общение учителя и ученика, через это формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт. В процессе этических бесед ребята активно участвуют в обсуждении нравственных проблем, сами подходят к определенным выводам, учатся отстаивать личное мнение, убеждают своих товарищей.
Таким образом, систематическая работа по развитию и воспитанию духовно-нравственных качеств обучающихся позволяет создать условия для осмысления детьми значимости для себя норм и правил поведения, развития ценностного отношения к себе, людям, окружающему миру.
Результатом работы в данном направлении является нравственное развитие учащихся, существенные изменения в его духовно-нравственном мире.
Список литературы: