Обществознание и социальная психология

ISSN 2949-2637

Название компании

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА

УДК 796.03

Дудник А.Р.

студент, 3 курс, факультет транспортных систем и безопасности, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени А.А. Новикова, Россия, г. Санкт-Петербург

Аннотация: статья посвящена значимости вовлечения студентов в занятия физкультурой и спортом. Именно они способны обеспечить учащуюся молодежь двигательной активностью, физическими нагрузками, способствуют формированию здорового образа жизни молодого поколения. Государство, в свою очередь, ставит перед собой задачу сохранения здоровья молодого поколения в современном мире -  решающего фактора экономического, политического и социального развития страны. Важно помнить о личной ответственности молодого гражданина за свое здоровье.

 Abstract: the article is devoted to the importance of involving students in physical education and sports. They are able to provide students with motor activity, physical activity, contribute to the formation of a healthy lifestyle of the younger generation. The state, in turn, sets itself the task of preserving the health of the younger generation in the modern world - a decisive factor in the economic, political and social development of the country. It is important to remember about the personal responsibility of a young citizen for his health. 

Ключевые слова: студенты, физическая культура; спорт, здоровый образ жизни; работоспособность, здоровье .

Keywords: students, physical culture, sport, healthy lifestyle, efficiency, health.

В современных условиях, когда  происходит цифровая трансформация — один из приоритетов развития нашей страны — меняется и положение дел на рынке труда: исчезают одни специальности, модернизируются другие, появляются абсолютно новые профессии. Предъявляются особые требования к соискателям профессий об умении работать в режиме многозадачности, а, следовательно, к хорошему физическому состоянию их здоровья. 

Технические специальности, связанные с компьютерными технологиями, становятся наиболее популярными и востребованными у молодежи. Государство оказывает поддержку развитию инженерного образования. Так уже  многие вузы стали участниками государственной программы «Приоритет — 2030», в рамках которой происходит модернизация образования и развитие прикладных научных исследований, осуществляется подготовка новых инженерных кадров.[2] Совершенствуется образовательное пространство, внедряются инновационные технологии, интерактивные средства обучения. Происходит постоянное взаимодействие между субъектами образования путем информационно-коммуникационных технологий. Каждый  современный студент не представляют свое образование без гаджетов. Самым универсальным и многофункциональным устройством, на сегодняшний день, является смартфон. Чрезмерное использование смартфона приводит к развитию номофобии – расстройству психологического типа. Термин «номофобия» является сокращением английского словосочетания «No mobile phone phobia», то есть «страх остаться без мобильного телефона», из-за чего появляется целый спектр неприятных ощущений на психологическом и физическом уровне [4].

Мобильным телефоном и гаджетами молодежь пользуется стоя в транспорте, в метро, и даже на ходу, но большинство времени студенты все же проводят сидя. По данным исследований Университета Южного Квинсленда (Австралия) и Университета Монпелье (Франция) обучающиеся проводят в институте от 7 до 9 часов в день, при этом двигаются мало.[5]

В течение дня студентам приходится не только ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу. Мало подвижное положение отражается на функционировании многих систем организма, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ нарушается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведет к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций. [6].

Поэтому моторная активность просто показана студентам, так как продолжительные пары в аудиториях не позволяют питать мозг кислородом и существует риск возникновения разнообразных заболеваний.

Отдельным пунктом можно выделить нарушение психики молодых  людей при постоянном общении с компьютером. Повышенная раздражительность, забывчивость, нарушение памяти, апатия и бессонница — становятся  постоянными спутниками молодежи.

Современный стиль жизни студентов отмечается не только проведением большого количества времени за компьютером или гаджетами, снижением физических нагрузок, сидячим образом жизни, но и несоблюдением норм рационального питания, режима сна и отдыха, отсутствием элементов закаливания. Более того, часть студентов снимает накопившийся стресс посредством вредных привычек (курение, вейпы, алкоголь, в отдельных случаях — наркомания). Плохое состояние здоровья негативно отражается на способностях студенческой молодежи, не позволяет выработать иммунитет к факторам внешней среды, быть работоспособным и конкурентоспособным в будущей профессии и в дальнейшей трудовой деятельности в целом.

Только занятия физической культурой и спортом способны кардинально переломить сложившуюся ситуацию. 

На современном этапе государству нужна здоровая, сбалансированная, равноправная основа, на которой могли бы расти и процветать молодые члены общества [7]. Государство все делает для того, чтобы сохранить здоровье нации, продвигает здоровый образ жизни, способствует тому, чтобы как можно больше молодых людей приобщилось к спортивным занятиям. Так ФГОС высшего образования среди рекомендуемых обязательных дисциплин включил физическую культуру в Учебный план в течение нескольких семестров обучения, во многих вузах были построены новые физкультурно-оздоровительные комплексы, бассейны, реконструированы существующие спортивные площадки.

Занятия физкультурой положительно сказываются на общем состоянии организма и улучшают кровообращение и за счет увеличения уровня циркуляции крови улучшаются обменные процессы. Еще древнегреческий врач Гиппократ говорил, что без физической нагрузки человек не может быть здоровым. Здоровье человека – главная ценность жизни, его нужно беречь.

Занятия общей физической подготовкой содействуют лучшему усвоению учебного материала. В совокупности с учебными занятиями верно организованные занятия ОФП обеспечивают подходящую и постоянную результативность физического воспитания. Первостепенной проблемой оздоровительной тренировки является повышение уровня физического состояния до безопасных величин, гарантирующих стабильное здоровье. Когда человек отлично себя ощущает физически, ему проще справляться со стрессом, он более устойчив к внешним раздражителям. По мнению специалистов регулярные, в том числе и минимальные занятия спортом, помогают в формировании дисциплины, а также должный уровень физической подготовки считается основой устойчивости в учёбе, студенты намного легче выдерживают сессии, преодолевают трудности в период проведения производственной практики.

Как правило, студенты, если они не являются студентами профильных вузов, практически не имеют времени для занятий спортом. Для того, чтобы улучшить состояние своего здоровья, им необходимо увеличить физическую нагрузку: больше ходить пешком, перемещаться на велосипедах и самокатах, подниматься наверх без лифта, больше двигаться, рационально питаться, употреблять достаточное количество воды и витаминов, соблюдать режим сна и отдыха, отказаться от вредных привычек. 

Сохранение здоровья молодого поколения в современном мире является решающим фактором экономического, политического и социального развития страны.[8]

«К 2024 году доля граждан, занимающихся физкультурой и спортом, должна вырасти до 55%».[1] Такую задачу Владимир Путин поставил в послании Федеральному собранию в 2018 году.  Она закреплена в национальном проекте «Демография» федерального проекта «Спорт – норма жизни».[3] И каждый из нас должен внести свою лепту в реализацию данного проекта.

Использованные источники:

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 01.03.2018 года URL:  http://www.kremlin.ru/acts/bank/42902 (дата обращения: 27.10.2023).

2. Государственная программа «Приоритет — 2030» URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/priority2030/ (дата обращения: 28.10.2023).

3. Паспорт Федерального проекта «Спорт — норма жизни». URL: https://sportforumrussia.ru/wp-content/uploads/2021/07/pasport-sport-norma-zhizni.pdf?ysclid=loc32kfdq8405237387 (дата обращения: 28.10.2023).

4. Мазниченко Д.В., Попов А.П., Брыкина В.А. Проблема "Номофобии"в современном обществе// Автономия личности. 2020. №2 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-nomofobii-v-sovremennom-obschestve (дата обращения: 28.10.2023).

5.Оскар Кастро, Джейсон Бенни, Инеке Вергир, Grégoire Bosselut, Стюарт Дж. Х. Биддл Насколько сидячий образ жизни ведут студенты? Систематический обзор и мета-анализ. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/31975312/ (дата обращения: 28.10.2023).

6. Иванов А.А. Физкультура как поддержание здоровья студентов, ведущих малоподвижный образ жизни. Психология и педагогика служебной деятельности. 3/2020. С. 91–93. 

7. Магдиева Н.Т., Мусаева С.Д. К вопросу о формировании здоровья молодежи на современном этапе в регионе. // Вестник науки и образования, 2019. № 20 (74). С. 70-74 

8. Писарев Д. В. Проблема сохранения здоровья студенческой молодёжи / Д. В. Писарев, А. А. Фильштинская. // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 335-337. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86334/ (дата обращения: 29.10.2023).

Издательство "KPO-SCIENCE"