Обществознание и социальная психология

ISSN 2949-2637

Название компании

ПРОБЛЕМЫ КОНСОЛИДАЦИИ КОРПОРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)

УДК 346

Егоров Роман Борисович

 магистрант 3-го курса юридического факультета, Московский университет имени С.Ю. Витте, г. Москва

Аннотация. В Российской Федерации, где основным источником права является нормативный правовой акт, наблюдается систематическое реформирование правовой системы, что вызывает необходимость её систематизации, а правила юридической техники вырабатываются, прежде всего, в практической работе при подготовке и оформлении правовых актов, эта проблема является более острой. Целью данной статьи является анализ правовых проблем, связанных с консолидацией корпоративного законодательства и законодательства о банкротстве. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть основные проблемы, связанные с консолидацией указанных отраслей права, предложить пути решения этих проблем, оценить эффективность существующих механизмов решения проблем.

Annotation.  In the Russian Federation, where the main source of law is a normative legal act, there is a systematic reform of the legal system, which necessitates its systematization, and the rules of legal technique are developed primarily in practical work during the preparation and execution of legal acts, this problem is more acute. The purpose of this article is to analyze the legal problems associated with the consolidation of corporate legislation and bankruptcy legislation. To achieve this goal, it is necessary to solve the following tasks: to consider the main problems associated with the consolidation of these branches of law, to propose ways to solve these problems, to evaluate the effectiveness of existing mechanisms for solving problems.

Ключевые слова: консолидация, консолидация законодательства, законотворчество, нормотворчество, систематизация

Keywords: consolidation, consolidation of legislation, lawmaking, rulemaking, systematization

Каждая консолидация носит индивидуальный характер, что однозначно влияет на качество консолидированного закона. В какой форме должна быть выражена юридическая техника консолидации законодательства, в инструкциях, правилах, регламентах либо иных актах, сказать сложно, однако одно можно сказать с полной уверенностью: такие акты должны носить официальный характер и, однозначно, по сфере своего действия, иметь федеральный уровень, эти акты должны быть едиными для всех субъектов права, чтобы разница федеральных и субъектовых актов не вызывала сомнений в практике их применения и не привела к проблеме их толкования, такие акты должны иметь, в том числе, и буквальное толкование[2]. 

Одним из важных аспектов этого вопроса является содержание таких актов. Возможно, содержание правил консолидации законодательства, в части конкретных действий, должно разрабатываться с учётом мониторинга правоприменения законодательства. 

Консолидация корпоративного законодательства является одной из актуальных проблем в правовой системе Российской Федерации. Это связано с тем, что в настоящее время существует множество законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность корпораций и их взаимоотношения с другими участниками рынка [7]. В условиях постоянно меняющейся экономической обстановки необходимо постоянное обновление и совершенствование законодательства. В частности, особое внимание заслуживает вопрос консолидации законодательства о банкротстве, так как это одна из самых сложных и конфликтных областей права. Данная проблема становится особенно актуальной в свете последних экономических кризисов, когда количество банкротств предприятий и организаций значительно возрастает.

Проблемный вопрос консолидации связан с трудностью создания логически единого акта без какой-либо внутренней переработки.

В ходе объединения актов в один единый, возможно выявление пробелов и противоречий, которые необходимо исправить, однако консолидация не допускает внутреннего изменения содержания. Кроме того, данную деятельность нельзя назвать и кодификацией, поскольку результатом кодификации является масштабный и структурно сложный акт, регулирующий ту или иную отрасль. Отсюда вытекает, что консолидация в чистом виде имеет меньше перспектив нежели другие способы систематизации [1].

Дискуссионным является вопрос относительно консолидации законодательства. Как отмечает О.И.  Иванникова, «консолидация по своей природе занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией. Целью консолидации является устранение множественности нормативных актов и создание в структуре законодательства крупных однородных блоков в качестве важнейшего промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией» [4].

И.Д. Вейнберг считает, что «выделение консолидации в качестве самостоятельной формы систематизации законодательства является дискуссионным вопросом. В юридической литературе наряду с признанием наличия консолидации и необходимости проведения работы по консолидации нормативных актов, есть и позиция либо не признающая самостоятельный характер такой формы систематизации нормативных актов, либо вообще не упоминающая данную форму систематизации» [1].

Следует отметить, что в современном правовом регулировании консолидацию крайне сложно отличить от кодификации. Результатом как консолидации НПА, так и кодификации является принятие единого документа, регламентирующего основные принципы осуществления деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли права).

Несмотря на то, что кодификация с теоретической точки зрения представляет собой более глубокое и комплексное вовлечение соответствующих правовых норм в единый НПА, на практике отличие между результатами консолидации и кодификации может быть сугубо формальным и проявляться лишь в наличии слова «кодекс» в названии кодифицированного акта. Как отмечает В.В.  Кожевников, «в качестве примера можно привести Водный кодекс РФ, где множество актов по вопросам водопользования механически расставлено по следующей схеме: собственность на водные объекты, управление в области их использования и охраны, использование водных объектов и разрешение споров» [6]. При этом характерная для кодификации общая часть в данном случае отсутствует и фактически речь идет о механическом сведении разных НПА в один.

Рассмотрим основные проблемы консолидации корпоративного законодательства и законодательства о банкротстве.

Основной проблемой интеграции корпоративного права является отсутствие единой системы регулирования корпоративных отношений. В настоящее время регулирование корпоративных отношений осуществляется различными законами, в том числе Гражданским кодексом РФ[1], Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»[2] и Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «Об обществах с ограниченной ответственностью»[3] и др.

Такое разнообразие нормативных актов создает определенные трудности для участников корпоративных отношений, особенно для иностранных инвесторов, которые не всегда разбираются в сложной правовой системе. Кроме того, это приводит к дублированию норм и противоречиям между различными законами, что затрудняет их применение на практике.

Также проблемой интеграции корпоративного законодательства и законодательства о банкротстве является отсутствие единого подхода к регулированию корпоративных отношений на тематическом уровне Российской Федерации и муниципальных образований. В результате возникают различия в правовом регулировании одних и тех же отношений в разных регионах страны, что приводит к нарушению прав и законных интересов участников корпоративных отношений [3].

Также стоит отметить проблему отсутствия четкой регламентации процедур создания, реструктуризации и ликвидации предприятий. Это создает условия для злоупотреблений со стороны недобросовестных участников корпоративных отношений и приводит к снижению доверия к институту предприятия.

1. Еще одна проблема заключается в том, что закон о банкротстве не предусматривает механизма, гарантирующего защиту прав и законных интересов кредиторов и должников. В результате кредиторы часто оказываются в невыгодном положении, а должники могут злоупотреблять своими правами.

Наконец, еще одна проблема заключается в том, что закон о банкротстве не учитывает детали деятельности определенных типов компаний, таких как малый бизнес. В результате они замечают, что находятся в неравных условиях по сравнению с крупными компаниями, которые нарушают принцип равенства участников экономических отношений.

Таким образом, интеграция корпоративного законодательства и законодательства о банкротстве является актуальной проблемой в российской правовой системе. Решение этой проблемы позволит создать более эффективную систему регулирования корпоративных отношений и процедур банкротства, что будет способствовать развитию экономики страны и будет способствовать развитию бизнеса и банкротству.

 

Список литературы

Вейнберг И.Д. Способы систематизации законодательства и существующие проблемы // Отечественная юриспруденция. 2022. № 1(49). С. 26-29

Горбашев И. В. Особенности несостоятельности (банкротства) корпоративных групп на основе материальной консолидации: сравнительно-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2022. 

Зарьков Д.С. К вопросу о понятии процесса консолидации нормативно-правовых актов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2019. № 6 (131). С. 53-60

Иванникова О.И. Систематизация отечественного законодательства // Правовая информатика. 2021. № 1. С. 36-38

Институт несостоятельности (банкротства) в правовой системе России и зарубежных стран: теория и практика правоприменения: монография / коллектив авторов; отв. ред. С. А. Карелина, И. В. Фролов. М.: Юстицинформ, 2020. 

Кожевников В.В. К проблеме консолидации нормативных правовых актов в Российской Федерации // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2019. № 1. С. 29-36/

Миткеев А.А. Общий интерес в контексте консолидированного банкротства // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2023. Вып. 8. № 1. С. 55-60.


[1] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.consultant.ru (дата обращения 11.10.2023)

[2] Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об акционерных обществах». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.consultant.ru (дата обращения 11.10.2023)

[3] Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «Об обществах с ограниченной ответственностью». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.consultant.ru (дата обращения 11.10.2023)

Издательство "KPO-SCIENCE"