Обществознание и социальная психология

ISSN 2949-2637

Название компании

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В КОМПАНИИ

Соколова Виктория Андреевна

 Студентка 2 курса магистратуры, факультет Стратегическое управление персоналом

ИЭФ РУТ (МИИТ) ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА

Аннотация. Обучение и развитие персонала – это одна из функций управления персоналом, реализуемая самостоятельно или в рамках программ обучения и развития персонала, ориентированная, с одной стороны, на устранение нехватки в знаниях и навыках работников, развитие всех сфер компетентности сотрудника в интересах организации, а с другой – на потребности индивида. Обучение – это постоянный процесс в результате, которого личность развивается, совершенствуется, двигается вперед. Система обучения помогает формировать квалифицированных специалистов, которые впоследствии смогут реализовать приобретенные знания на практике.

Ключевые слова: персонал, обучение, развитие, сеть гостиниц, отдел образования, программа развития.

Annotation. Personnel training and development is one of the functions of personnel management, implemented independently or within the framework of personnel training and development programs, focused, on the one hand, on eliminating the lack of knowledge and skills of employees, developing all areas of employee competence in the interests of the organization, and on the other – on the needs of the individual. Learning is a constant process as a result of which a person develops, improves, and moves forward. The training system helps to form qualified specialists who will subsequently be able to put the acquired knowledge into practice.

Keywords: personnel, training, development, hotel chain, education department, development program.

Для продуктивного профессионального обучения персонала нужно повышать конкурентоспособность путем постановки и достижения краткосрочных и долгосрочных целей, а так же путем четко организованной и эффективно распланированной работы по обучению госслужащих. Важность повышения конкурентоспособности при достижении долгосрочных и краткосрочных задач, необходим продуктивный показатель профессиональной подготовки персонала, а так же грамотно организованного и качественно спланированного процесса по спланированному обучению персонала. 

Необходимо, чтобы обучение помогало госслужащим понимать перспективы развития предприятия, изменение их профессиональной карьеры и развитие стратегии в профессиональной деятельности в данной организации.

Система профессионального образования персонала представляет собой совокупность взаимосвязанных, взаимопроникающих структур формального, неформального и информального образования как целенаправленных процессов, результатом которых является личностный, общекультурный и профессиональный рост потенциала работника.

В системе обучения персонала выделяется три основных вида обучения персонала:

Подготовка персонала нацелена на то, чтобы сотрудник получил знания, умения и навыки, которые нужны для выполнения конкретных задач в рамках определенной должности.

Повышение квалификации персонала — это инвестиции компании в получения сотрудником дополнительных знаний и компетенций из-за изменения требований к профессии или карьерного продвижения.

Переподготовка персонала — это приобретение работником новых знаний и компетенций из-за смены профессии или радикального изменения к требованиям в рамках должностной инструкции.

В зависимости от целей и задач обучающий процесс может быть организован как с отрывом от производства или частичным отрывом от производства, так и без отрыва — на рабочем месте. Методы обучения персонала разнообразны, и их выбор зависит от предмета обучения, сроков и бюджета, например:

Самообучение, менторство, коучинг и наставничество;

Систематические лекции и курсы повышения квалификации;

Получение дополнительного высшего образования;

Конференции и семинары;

Практические тренинги и деловые игры.

Также востребованы данные инструменты обучения персонала в компании:
Онлайн обучение персонала (eLearning)

Онлайн обучение — это популярный метод обучения, при котором создаются обучающие порталы с использований возможностей Интернета. Организация создает собственный учебный портал, куда загружается библиотека учебных материалов, книги, лекции, презентации, видео уроки, электронные курсы и т.п. Каждый сотрудник обладает индивидуальным логином и паролем, проходить обучение в любое удобное время и самостоятельно выстраивать график занятий.

Дистанционное обучение персонала

С развитием коммуникационных технологий все большую силу набирают формы дистанционного обучения — типа вебенары и занятия через Skype. Такой метод обучения используется как для проведения стандартных программ повышения квалификации и тренингов, так и для полных курсов высшего образования. Преподаватели и ученики могут общаться в онлайне режиме. При этом ученики получают мгновенный доступ к широкой библиотеке, включая базы данных со спецификой по отраслям.

Стажировка — Secondment

Направление сотрудника на работу в другое подразделение компании, находящееся в другом городе или даже стране на определенный срок для замещения сотрудника, для заполнения определенных сложных позиций внутри организации, также может рассматриваться и как форма обучения и развития персонала, и как форма ротации кадров. Такая ротация кадров в большинстве случае носит временный характер — на срок от нескольких месяцев до нескольких лет. При ротационном горизонтальном перемещении сотрудников внутри организации работник получает возможность приобретения нового профессионального опыта и дополнительных компетенций.

Делегирование и усложнение заданий

Руководитель передает часть функций и полномочий в рамках определенного проекта своим подчиненным. Иногда менеджер осуществляет поэтапное усложнение задач для сотрудника с учетом объема ответственности и сложности. Такой подход к обучению позволяет сотрудникам приобретать новые практические управленческие навыки, принимать решения в рамках определенных задач.

Наставничество (mentoring)

Система наставничества предполагает обучение между участниками коллектива, когда более опытный сотрудник (Mentor) закрепляется за менее опытным сотрудником и помогает ему усвоить определенные компетенции, приобрести новые знания и опыт как в профессиональной сфере, так и в вопросах личностного развития.

Коучинг (coaching)

Очень часто идет в связке с наставничеством, основное отличие состоит в том, что коуч помогает сотруднику развивать и использовать уже имеющийся потенциал, что позволяет работнику достичь максимальной производительности. Коуч может быть «внутренний», т.е. из самой организации (на пример: линейный менеджер, специально обученный специалист внутри организации), или профессиональный «внешний» коуч.

Shadowing

Менее опытный или новый сотрудник копирует действия более опытного специалиста. Очень часто эта форма обучения используется при найме молодых сотрудников, выпускников вузов для успешной адаптации в организации.

Buddying

Работа в паре двух успешных сотрудников при абсолютно равноправных взаимоотношениях, при которых пользу извлекают обе стороны за счет изучения опыта друг друга.

Рабочие и проектные группы

В рамках одного проекта или задачи внутри организации создается рабочая группа из сотрудников разных отделов. В процессе они обмениваются опытом и приобретают новые знания и умения.

Организация процесса обучения начинается с определения потребностей, которые формируются на основе потребностей развития персонала организации, а также необходимости выполнения сотрудниками организации своих текущих производственных обязанностей. Требуется установить качественную (чему учить, какие навыки развивать) и количественную (какое число работников разных категорий нуждается в обучении) потребность в обучении основных категорий работников. Все программы обучения персонала должны быть связаны с перспективами развития и целями предприятия, профессионально-квалификационным продвижением работников, а также со стимулированием и мотивацией их трудовой деятельности.

Оценка эффективности системы обучения и развития персонала является основным моментом управления профессиональным обучением в современной организации. Экономическая эффективность обучения сотрудников оценивается на основе анализа общей суммы и структуры затрат и анализа результатов реализации конкретных программ обучения.

Оценка эффективности обучения персонала

Существуют несколько достаточно известных методов оценки эффективности обучения персонала:

  • методика оценки эффективности обучения Дональда Киркпатрика;
  • модель оценки эффективности обучения Блума;
  • методика Джека Филипса;
  • методика бипараметрической оценки;
  • оценка эффективности обучения в рамках общей системы оценки эффективности компании — управления по целям, BSC, KPI.

Поскольку инвестиции в обучение сотрудников являются фактически инвестициями в развитие организации, то, как и любые капиталовложения, их эффективность должна быть оценена. Безусловно, намного легче оценить затраты на обучение в том случае, если мы говорим о физическом труде (меньше брака, меньше жалоб клиентов, меньше сверхурочной работы и т.п.), и намного сложнее оценить эффект обучения в случае умственного труда, внутренних коммуникаций, межличностного общения и т.д.

Подводя итог, следует отметить, что обучение и развитие персонала в настоящее время переходит на такой этап своего развития, когда становится жизненно важным элементом существования и развития организации. Выяснилось, что сейчас имеется множество причин, которым организация просто обязана уделять особое внимание по обучению своих сотрудников. Обучение персонала в настоящее время приобрело особое значение и должно носить постоянный характер, то есть проводиться на протяжении всей трудовой деятельности сотрудника.

Список литературы

  • Егоров Е.Е., Небукина Д.Е., Шаронова Е.А. Работа с персоналом гостиницы в условиях франчайзинга//International Journal of Advanced Studies. 2018. Т. 8. № 2-2. С. 88- 92. 
  •  Ильина А.П., Лебедева Т.Е., Прохорова М.П. Обучение персонала: значение и развитие//Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 5. С. 437-442. 
  • Лазутина А.Л., Лебедева Т.Е. Современные подходы к развитию персонала в условиях глобализации//Актуальные вопросы современной экономики. 2019.

Издательство "KPO-SCIENCE"