Обществознание и социальная психология

ISSN 2949-2637

Название компании

СОЗАВИСИМОСТЬ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ПРИВЯЗАННОСТИ

УДК 159.9

Карпова С.В., кандидат педагогических наук, доцент

доцент кафедры психологии 

Петрозаводского  государственного университета

Россия, г. Петрозаводск

Петрова Д.О., 

студентка 

4 курс, кафедра психологии

Институт педагогики и психологии

Петрозаводского государственного университета

Россия, г. Петрозаводск

В статье представлены результаты эмпирического исследования по проблеме созависимости  студентов с различным типом привязанности. 

В качестве методик использовались следующие: опросник «Опыт близких отношений» К. Бреннан и Р.К. Фрейли (адаптация Т.В.Казанцевой) и шкала созависимости Фишер Д.Л.,1991 (адаптация Москаленко В. Д., 2002).  Исследование было проведено на выборке из 32 студентов ФГБОУ ВО «Петрозаводского государственного университета» 28% юношей и 72% девушек, возраст от 18 до 23 лет.  Выявлены уровни проявления созависимости при разных типах привязанности. Установлен тип привязанности с наиболее частым проявлением высокого уровня созависимости и наиболее редким. 

Ключевые слова: созависимость, привязанность, тревожный тип привязанности, избегающий тип привязанности, надежный тип привязанности, тревожно-избегающий тип привязанности.

The article presents the results of an empirical study on the problem of codependency among students with different types of attachment.

The following methods were used: the “Experience of Close Relationships” questionnaire by K. Brennan and R.K. Fraley (adapted by T.V. Kazantseva) and codependency scale by Fisher D.L., 1991 (adapted by Moskalenko V.D., 2002). The study was conducted on a sample of 32 students of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Petrozavodsk State University”: 28% boys and 72% girls, ages from 18 to 23 years. The levels of manifestation of codependency for different types of attachment have been identified. The type of attachment with the most frequent manifestation of a high level of codependency and the most rare has been established.

Key words:codependency, attachment, anxious attachment type, avoidant attachment type, secure attachment type, anxious-avoidant attachment type.

В современном мире полном нестабильности: перестройки, эпидемии стихийные бедствия, войны и политических конфликтов у людей растет тревога и страдает психическое здоровье. Нездоровая психологическая среда формирует психологические проблемы, одной из которых является созависимость. В книге «Созависимость, неотложная проблема» Роберт Сабби писал о созависимости: «Эмоциональное, психологическое и поведенческое состояние, возникающее в результате того, что человек длительное время подвергался воздействию угнетающих правил – правил, которые препятствовали открытому проявлению чувств, а так же открытому обсуждению личностных и межличностных проблем». Созависимые отношения являются наиболее актуальной темой, это обусловлено тем, что созависимые отношения лишают человека возможности жить полноценной жизнью, испытывать удовольствие в любви. В основе эмоциональных взаимоотношений между людьми лежит феномен привязанности. Психологическая привязанность – привязанность к привычным переживаниям, обычно к переживаниям близости и защищенности рядом с каким-то человеком. В зависимости от того как проявляет себя в эмоциональной близости человек, привязанность  разделяют на 4 типа.  В классификации  психологов Бартоломью и Хоровитц следующие типы привязанности: надёжная, тревожная, избегающая, тревожно избегающая. Эта работа посвящена изучению проявлений созависимости  и привязанности у студентов с 18 до 23 лет. В ней мы выясним, люди с каким типом привязанности наиболее подвержены созависимости.

Созависимость взрослых людей возникает тогда, когда два психологически зависимых человека устанавливают взаимоотношения друг с другом. В такие взаимоотношения каждый вносит часть того, что необходимо ему. Поскольку, ни один из пары, не может чувствовать и действовать совершенно независимо от другого, у них возникает тенденция держаться друг за друга как приклеенные. В результате внимание каждого оказывается сосредоточенным на личности другого, а не на самом себе. Взаимоотношения не могут быть прочными, потому что они всегда сосредоточены на другом человеке и на том, что может случиться. Это ведет к тому, что такие люди пытаются установить контроль друг над другом, обвинять в своих проблемах друг друга, а также надеяться, что другой будет вести себя именно так, как хотел бы его партнер. Получив в детстве мало настоящего тепла и ласки, человек старается удовлетворить свою потребность опосредованно, становясь чрезмерно нежным и заботливым— особенно по отношению к людям противоположного пола, которые вроде бы нуждаются в этом. Поскольку ребёнок так и не смог изменить родителей и добиться от них тепла и ласки, взрослым он остро реагируете на знакомый ему тип эмоционально недоступного человека. Он снова пытается изменить его своей любовью. Будучи с детства неуверенными в себе, такие люди испытываете отчаянную потребность контролировать свою вторую половинку и свои отношения с ней. Они маскируют свои усилия контролировать людей и ситуации желанием «быть полезными». 

Ещё одним важным этапом в детстве становится формирование привязанности. У привязанности много значений и подтекстов, но самая главная черта привязанности – ее эмоциональная подоплека. Связанные с ней приятные и неприятные чувства – одни из самых пронзительных и мощных. При этом привязанность – это не вопрос наших субъективных эмоциональных переживаний. Помимо эмоций привязанности, у нас могут быть и мысли, связанные с привязанностью. К ним относятся наши убеждения и умонастроения об отношениях с другими людьми. Ученые выяснили, что отношения детей и опекунов можно разбить на типы в зависимости от того, как первые реагируют на повседневные стрессовые ситуации. Таким образом, существует четыре типа привязанности: надежный, избегающий, тревожный и тревожно избегающий.

Целью этого исследования стало изучении уровня созависимости студентов с разным типом привязанности. В качестве методик были использованы: 

  • опросник «Опыт близких отношений» К. Бреннан и Р.К. Фрейли (адаптация Т.В.Казанцевой), содержит 28 утверждений, которые составляют две шкалы – шкалу тревожности и шкалу избегания близости. Низкие оценки по обеим шкалам показывают надежный тип привязанности, высокие –  тревожно-избегающий тип; высокие оценки по шкале тревожности и одновременно низкие по шкале избегания близости описывают тревожный тип; высокие оценки по шкале избегания и одновременно низкие по шкале тревожности описывают тип избегающей привязанности. 
  • шкала созависимости Фишер Д.Л.,1991 (адаптация Москаленко В. Д., 2002). опросник содержит 16 утверждений, на которые респондент отвечает по 6-балльной шкале (где 1 – полностью не согласен, 6 – полностью согласен). Обработка результатов осуществляется  путем суммирования баллов по каждому утверждению. Интерпретация результатов осуществляется в соответствии с критериями: норма, умеренно выраженная созависимость, сильно выраженная созависимость.

Исследование было проведено на выборке из 32 студентов ФГБОУ ВО «Петрозаводского государственного университета» 28% юношей и 72% девушек, возраст от 18 до 23 лет.  

По результатам исследования типов привязанности, полученные результаты распределились следующим образом: тревожно-избегающий тип привязанности (16% от выборки), надёжный тип привязанности (47%), тревожный тип привязанности  составляет 25% от выборки, избегающий тип привязанности 12% выборки (таблица 1).

Таблица 1. Типы привязанности

Тип привязанности

Количество респондентов

Тревожно-избегающий

16%

Юноши

20%

Девушки

80%

Надёжный 

47%

Юноши

47%

Девушки

53%

Тревожный

25%

Юноши 

0%

Девушки

100%

Избегающий

12%

Юноши

25%

Девушки

75%

 

 

В ходе исследования уровня созависимости по были получены следующие результаты. Десять человек имеют высокий уровень созависимости, что составляет 31% от всей выборки, шесть человек имеют показатель созависимости в пределах нормы, это 19% выборки, шестнадцать человек имеют умеренный уровень созависимости это 50% от всей выборки (таблица 2).

Таблица 2. Уровни созависимости

Уровень созависимости

Количество респондентов

Высокий

31%

Девушки

90%

Юноши

10%

Умеренный

50%

Девушки

81%

Юноши

19%

В пределах нормы

19%

Девушки

16%

Юноши

84%

Сопоставив полученные данные, получаем следующее, относительно результатов в выборках девушек и юношей (таблица 3, 4). У девушек с тревожным типом привязанности преобладают высокий (13%) и умеренный (13%) уровень созависимости. У девушек с тревожно-избегающим типом привязанности высокий уровень созависимости(12%). Среди девушек с надежным типом привязанности, в наибольшей степени выражен умеренный уровень созависимости(19%) и в меньшей выражены высокий уровень(3%) и в пределах нормы(3%). Избегающий тип привязанности у девушек с умеренным  уровнем созвисимости.

Таблица 3. Уровень созависимости при разном типе привязанности у девушек

 

Высокий

Умеренный

Норма

Тревожный

13%

13%

0%

Тревожно-избегающий

12%

0%

0%

Надежный

3%

19%

3%

Избегающий

0%

9%

0%

 

У юношей с тревожно-избегающим  типом привязанности высокий уровень созависимости (3%). У юношей с надежным типом привязанности выявлены уровень созависимости в пределах нормы(16%) и умеренный уровень(6%). Среди юношей с избегающим типом привязанности преобладает умеренный уровень созависимости(3%). В выборке не оказалось юношей с тревожным типом привязанности.

Таблица. 4. Уровень созависимости при разном типе привязанности у юношей

 

Высокий

Умеренный

Норма

Тревожный

0%

0%

0%

Тревожно-избегающий

3%

0%

0%

Надежный

0%

6%

16%

Избегающий

0%

3%

0%

По результатам полученных данных была проведена статистическая обработка информации. Статистическое вычисление значимости связи проводилась с помощью х2-Пирсона. Была выдвинута нулевая гипотеза, о том, что тип привязанности и уровень созависимости не имеют связи.   Значение х2-Пирсона равно 23,9 (p<0,01), следовательно, мы отвергаем нулевую гипотезу об отсутствие взаимосвязи. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что существует связь между типом привязанности и уровнем созависимости. 

В результате исследования, исходя из полученных результатов и с подтверждением статистической значимости полученных данных, мы можем сделать следующие  выводы:

  • студентам женского пола, участвовавшим в нашем исследовании  более свойственен высокий уровень созависимости и тревожный и тревожно-избегающий тип привязанности; 
  • у юношей, прошедших опрос, чаще был выявлен надежный тип привязанности и низкий уровень созависимости; 
  • у испытуемых с тревожно-избегающим типом привязанности, установлен высокий уровень созависимости; 
  • у испытуемых с тревожным типом привязанности выделяется высокий и умеренный уровни созависимости; 
  • у студентов мужского пола с надежным типом привязанности был выявлен уровень созависимости в пределах нормы;
  • среди исследуемых студентов с избегающим типом привязанности, не выявлено высокого уровня созависимости.

Согласно ранее рассмотренной нами теории, у студентов с низким уровнем созависимости, скорее всего в детстве был успешно пройден этап формирования привязанности, который сформировал надежный тип привязанности. Так как такой тип  привязанности складывается у детей, чей значимый взрослый в первые годы жизни ребёнка всегда доступен, чутко воспринимает сигналы ребёнка, адекватно реагируют на его потребности, а также отзывчив и ласков, когда ребёнок ищет защиту, успокоение или помощь. При таком типе привязанности значимый взрослый всегда окажется рядом, когда это потребуется, и окажет помощь. Благодаря этой уверенности дети чувствуют себя в безопасности и могут с интересом изучать окружающий мир. Они наслаждаются близостью и не испытывают зависимости. Люди  с надежным типом привязанности менее склонны к созависимости, так как являются устойчивыми личностями, знающими пределы своей границы, так как им не приходилось ее переступать ради других или своей собственной эмоциональной защиты.

У людей с тревожной привязанностью в детстве могли быть случаи, когда они были вынуждены  успокаивать или заботиться о ком-то из родителей в трудной для них ситуации. Ребёнок, который получил благодарность за заботу от родителя, приходит к тому, что начинает брать на себя роль родителя и в итоге не может оставить родителя, так как считает необходимым заботится о нем. Формируется созависимость между ребёнком и родителем.

У травмированных в детстве детей, в будущем  будет сформирован высокий уровень созависмости, такой вывод мы можем сделать исходя из полученного в данном исследование высокого уровня созависимости при тревожно-избегающем типе привязанности. Так как в онтогенезе этого типа привязанности, будет лежать травма. Детство такого ребёнка могло сопровождаться,  физическим, моральным или сексуальным насилием. Также такая привязанность встречается  у детей, которых в детстве высмеивали, унижали и запугивали. Это самые травмированные люди, выросшие в очень тяжелых условиях. Часто это бывают дети, выросшие в семьях, где кто-то из родителей страдал антисоциальным расстройством личности, либо выросшие в семьях алкоголиков или наркоманов. Поведение таких родителей непредсказуемое, опасное и пугающее. Ребенок боится и избегает своего родителя, но в то же время нуждается в близости, любви и защите. Это создает очень сильный внутренний конфликт, напряжение настолько сильное, что не всякая детская психика способна это вынести.

Люди с избегающим типом привязанности на своем опыте познали в прошлом, что полагаться нужно на себя, поэтому таким людям не свойственно в полной мере доверять кому-то и тоже является причиной низкого уровня созависимости у них. В детстве у таких людей не было возможности положится на родителей так как, их родители просто отталкивали или игнорировали  ребенка, не замечая, что ему требуется поддержка и забота. Эти родители не чувствуют своего ребенка и не понимают его потребности. В результате ребенок начинает чувствовать себя нелюбимым, неважным, ненужным. Формируется представление о родителях, как о недоступных и отстраненных.

В результате у них отсутствует уверенности в том, что в случае необходимости он получит поддержку.  Поэтому у них вырабатывается позиция «мне тоже от вас ничего не нужно»,  они замыкаются в себе и на подсознательном уровне уверены, что не стоит открываться кому-либо – все равно ведь отвергнут.

Список литературы

  • Мещеряков Б.Г. Психология. Современный словарь. / Б.Г. Мещеряков, В.П.Зинченко. – Санкт-Петербург: «Прайм- Еврознак», 2007. – 135с.
  • Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. У. Освобождение от созависимости / Перевод с английского А.Г. Чеславской — М.: Независимая фирма “Класс”, 2002. – 224 с. – (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 103)
  • «Женщины, которые любят слишком сильно. Если для Вас "любить" означает "страдать", эта книга изменит Вашу жизнь»: Добрая книга; 2013 ISBN 978-5-98124-417-9
  • Джин Мерсер.  «Что такое привязанность» /Когито-Центр. 2019. С. 310.

 

 

Издательство "KPO-SCIENCE"