Обществознание и социальная психология

ISSN 2949-2637

СПОСОБЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Власенко Елена Григорьевна, заведующий Белгородского межмуниципального методического центра

Истомин Максим Юрьевич, директор муниципального общеобразовательного учреждения «Новосадовская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»

Гокова Наталья Олеговна, заместитель директора муниципального общеобразовательного учреждения «Новосадoвская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»

Аннотация. В данной статье рассмотрен опыт работы школы по профессиональной адаптации педагога в сотрудничестве с Белгородским межмуниципальным методическим центром. Работа освещает кураторскую методику и использование индивидуальных образовательных маршрутов педагога в формировании предметных компетенций.  

Annotation. This article examines the experience of the school in the professional adaptation of a teacher in cooperation with Belgorod Inter-municipal Methodological Center. The work highlights the curatorial methodology and using of individual educational routes of a teacher in the formation of subject competencies. 

Ключевые слова: наставничество, алаптация педагога, кураторская методика, индивидуальный образовательный маршрут петагога.

Keywords: mentoring, teacher adaptation, curatorial methodology, pedagogue’s individual educational route.

«Со мной работали десятки молодых педагогов.
 Я убедился, что как бы человек успешно не закончил педагогический вуз,
как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда
 не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…»
 А.С. Макаренко

Профессиональная адаптация педагога – это процесс активного приспособления личности к новым условиям труда, вхождение его в систему многосторонней деятельности, установление взаимоотношений с коллегами и родителями. Успешное становление учителя в личностном и профессиональном плане начинается, когда он приступает  к самостоятельной работе. Как правило, молодой учитель нередко теряется в начале своей деятельности. Сложности вызывают вопросы дисциплины на уроке, методическое построение урока, оформление документации ведение классного руководства, общение с коллегами и родителями. По окончании высшего учебного заведения перед молодым педагогом встает непростая задача: научиться применять теоретические знания, полученные в ВУЗе на практике.

Чтобы адаптация педагога проходила более успешно, ему необходима своевременная поддержка как от администрации, так и от более опытного педагога-наставника. Непрерывное сопровождение развития рофессионального мастерства педагога является важнейшей задачей методической работы. Молодой специалист приходит в школу и проходит этап профессионализации, то есть этап вхождения (адаптации) и освоения профессии, профессионального самоопределения, приобретения профессионального опыта, развития свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного исполнения профессиональных обязанностей.

Для успешной социализации в профессии необходимо создание условий, которые бы позволили молодому специалисту достаточно быстро 
и результативно освоить необходимые компетенции.

Создавая условия для личностно-профессионального развития молодых педагогов через эффективное сотрудничество, мы уделяем внимание формированию следующих актуальных компетентностей:

•аналитико-прогностическая компетентность;

•компетентность в организации учебной деятельности;

•информационно-коммуникативная компетентность;

•профессионально-значимые личностные компетентности.

Для формирования этих компетенций используем следующие ресурсы: 

- коллектив образовательного учреждения (опыт и традиции), 

- молодые-молодым (кураторская методика), 

- администрация (организационное сопровождение), 

- психолог (психологическое сопровождение),

- единая среда(молодые специалисты друг с другом). 

Исходя из этих ресурсов, работа ведется по нескольким направлениям: методическое сопровождение, психологическая поддержка и использование кураторской методики. Методическое сопровождение может заключаться в индивидуальной и групповой работе, где составляются планы проведения и анализа уроков, определяется выбор и использование на уроках наиболее эффективных и личностно  адаптированных приемов и методик, планируется проведение тематических семинаров и круглых столов. Психологическая служба школы оказывает молодым педагогам своевременную психологическую поддержку через консультации и тренинги с психологом. Хотелось бы отметить, что  преимущественно педагоги учатся, копируя чужой опыт, как положительный, так  и отрицательный. Учитель может повторять одни и те же ошибки, пока не увидит другой - более эффективный опыт или не начнет анализировать свои недочеты. Если учителя профессионально изолированы и мало наблюдают опыт друг друга, особенно выражено «копирование ошибок». Поэтому именно коллективное обучение позволит совершенствовать мастерство каждого и повышать общие образовательные результаты. 

В качестве получения большего эффекта подходит кураторская методика, как одна из наиболее простых в реализации. Эта методика способствует преодолевать сопротивление коллектива изменениям и реально улучшить атмосферу в школе. Кураторская методика основывается на том, что из учителей выбираются обучающиеся пары педагогов. Они наблюдают за уроками друг друга, и на каждый урок у пары есть конкретное задание и один конкретный аспект для наблюдения. В процессе общения, анализа и наблюдений  педагоги обсуждают не субъективные  ощущения, а реальные показатели. Ключевая особенность методики в том, что учитель  наблюдает не за уроком в целом, а только за одним аспектом (по заданию куратора), остальные момента урока не обсуждаются.

Это нужно для того, чтобы выделить определенные моменты, ведь работа учителя состоит из мелких нюансов. Если говорить сразу обо всех проблемах, то невозможно практически улучшить все и сразу. В связи с этим каждый навык должен выстраиваться и закрепляться отдельно, шаг за шагом, возможно не так быстро, как этого хотелось бы, но без остановок. Таким образом, можно прийти к значительному росту профессионализма каждого педагога. А для того, чтобы учитель понял, что ему нужно что-то изменить, необходимо представить объективные доказательства его дефицитов и неумений. Основой этого доказательства должны быть изменения.

Для каждой пары мы рекомендуем назначить куратора, который подбирает задания, следит за успехами, организует обсуждение уроков. Куратору не обязательно посещать уроки, он организует общее обсуждение уроков, организует конструктивный диалог между учителями, обеспечивая психологическую безопасность, потому как если два человека наблюдают за практикой друг друга и обращают внимание на недостатки, это может восприниматься с обидой и негативом в адрес собеседников. Поэтому третьему необходимо следить за конструктивным диалогом и снимать психологическое напряжение.

В начале такого взаимодействия учителя ходят друг к другу на уроки с листом наблюдения. После взаимного наблюдения должно пройти как можно меньше времени для организации встречи куратора и педагогов. Коллективно обсуждаются наблюдения, полученные при посещении урока. По результатам обсуждения куратор помогает учителям спланировать улучшения, которые позволили бы избежать ошибок, если они были на уроке. В результате проделанной работы куратор оказывает помощь в планировании улучшений, которые позволят избежать ошибок, если таковые были на уроке. После обсуждения какого-либо аспекта куратор дает задание повторно поработать над этим же аспектом для закрепления или переходит к новому заданию.

Кураторская методика внедряется в несколько этапов. 
Первым этапом происходит выбор учителей. Необходимо подобрать равные по статусу пары, или два возрастных педагога или молодые с равным авторитетом. Особенно важно, если это будут преподаватели разных предметов, поскольку они смогут оценить не методику преподавания предмета, а взаимодействие учитель-ученик. В первую очередь необходимо создать пару из молодых учителей, поскольку они меньше всего сопротивляются обучению. Если в школе нет только что пришедших учителей, то необходимо выбрать тех, у кого опыт работы в школе менее 3 лет. Молодые педагоги обычно более открыты для получения новых знаний. Не нужно начинать с тех, кто работает в коллективе давно, но находится в самом низу рейтинга, поскольку вся процедура взаимонаблюдения будет рассматриваться, как наказание. Немаловажным условием успеха является необходимость учета в этой ситуации и личных связей, что существенно повысит комфортность взаимодействия. 

Вторым этапом необходимо продумывание кандидатуры куратора. Это может быть член администрации, тьютор, авторитетный педагог, психолог. Но в некоторых случаях и молодые учителя смогут быть кураторами. Для этой роли необходимо, чтобы человек умел слушать, был наблюдательным, подмечал важное при обсуждении, умел задавать вопросы, не давая готовых ответов, подводя к пониманию. И конечно, куратор должен быть неконфликтным, доброжелательным по отношению к коллективу. 

Третьим этапом является четкая формулировка заданий для учителя. Присутствующему на уроке необходимо поставить задачу отслеживания определенного аспекта урока. Необходим  вариант очередности, когда один учитель приходит на урок  с конкретным заданием и листом наблюдений и проводит фиксацию происходящего по заданному куратором шаблону. Затем роли меняются, и в качестве наблюдателя выступает первый учитель. 

Четвертым шагомпроисходит обсуждение и подведение итогов в присутствии куратора. Обсуждение должно состояться сразу после занятий с разбором положительных и отрицательных моментов урока. Анализируются именно те аспекты урока, которые были заданы, а куратор следит за тем, чтобы участники осознавали то, какие проблемы были и чему они научились, с какими трудностями столкнулись. 

Пятым шагом является обозначение куратором новой задачи, то есть определение того, нужно ли учителям еще уделить внимание этой же задаче или можно перейти к новому этапу. При постановке новых задач, анализе разных практик повышается профессионализм учителя, больше внимания уделяется своей практике и реакции учеников. 

Шестым шагом необходимо постепенное усложнение взаимодействия между парами. Поэтому куратору можно менять участников пар. добавлять новых. Хочется отметить эффективное использование данной методики.

Одним из условий для быстрого и результативного усвоения компетенций педагогом можно выделить использование индивидуального образовательного маршрута педагога. Индивидуальный образовательный маршрут педагога (ИОМ) – это технология профессионального развития, направленная на достижение личного профессионального роста и мастерства. Предполагаем, что индивидуальный маршрут поможет педагогу отслеживать и анализировать результаты работы, совершенствовать методику преподавания.

С целью формирования профессиональной компетентности и приобретения новых знаний и умений, охватывающих процесс адаптации молодого педагога, школой в сотрудничестве с  Белгородским межмуниципальным методическим центром составляется индивидуальный образовательный маршрут педагога (ИОМ). Целью ИОМ является обеспечение профессионального развития молодого учителя  в соответствии с выявленными дефицитами образовательной деятельности и задачами повышения качества образования. Это персональный путь начинающего педагога, направленный на устранение выявленных затруднений и проблем образовательной деятельности через комплекс мероприятий, разработанных с учетом его возможностей и потребностей. 

Работа   с молодыми педагогами строится в соответствии с разработанным (ИОМ) и состоит  из нескольких этапов.

Первым является  этап самоопределения, подготовительный. Учитель выявляет свои образовательные дефициты, определяет потенциальные ресурсы  мотивационного и содержательного компонентов (ИОМ). Проводится рефлексия собственной педагогической практики. Совместное обсуждение проблем и вопросов, анализ результатов внешней и внутренней оценки деятельности учителя, очень важны для профессионального роста педагога.

Вторым этапом является этап проектирования, составления ИОМ, определение методов, форм и приемов работы учителя по самообразованию. На данном этапе большую роль играет учитель-наставник, который помогает молодому педагогу составить проект ИОМ, ориентируясь на программу развития школы, единую методическую тему и готовые задачи школы.

В третьем практическом этапе происходит реализация ИОМ. Молодыми учителями формируются профессиональные компетенции через различные информационные источники, курсы повышения квалификации, участие в конференциях, конкурсах, методических семинарах, творческих группах учителей, проведение открытых мероприятий, мастер-классов. Мероприятия, проводимые Белгородским межмуниципальным методическим центром совместно с образовательными учреждениями, способствуют  формированию профессиональных компетенций (рефлексивных,  коммуникативных, предметных, информационных) молодого учителя: 

-Межмуниципальный семинар-практикум «Проектирование индивидуального образовательного маршрута профессионального роста молодого педагога» направлен на создание условий для осознания молодыми учителями необходимости и значимости ИОМ как одного из способов профессионального развития.

- Проведение образовательными учреждениями «Недели молодого учителя» с привлечением специалистов Белгородского межмуниципального методического центра, где молодые педагоги демонстрируют профессиональные компетенции при организации, проведении и самоанализе  урока. 

- Межмуниципальный мастер-класс «Приемы работы с текстом на уроках русского языка».

- Методический семинар «Формирование функциональной грамотности».

- Профессиональный конкурс «Педагогический дебют»

- творческие отчеты.

Все эти мероприятия раскрывают творческий потенциал самореализацию и самоутверждение молодого учителя, являются  ресурсом взаимного обучения для молодых педагогов, анализа проблем собственного профессионального развития. 

Заключительный этап реализации ИОМ - рефлексивный. В результате рефлексивного анализа подводятся итоги достижений учителя по отдельным направлениям маршрута с целью внесения необходимых корректив в дальнейшую работу. Продвижение по ИОМ с постоянной рефлексией способствует формированию профессиональной индивидуальности. 

Совместная деятельность Белгородского методического центра и подведомственных образовательных учреждений по оказанию помощи молодым педагогам, имеющим профессиональные затруднения (проф. дефициты), имеет свои результаты: отрабатывается механизм эффективной, диагностической  и коррекционной работы с каждым молодым педагогом по выявленным проф. затруднениям через ИОМ, молодые педагоги умеют проектировать план деятельности по решению проф. дефицитов, умеют дать оценку своей педагогической деятельности, провести рефлексию, созданы условия для молодых педагогов по распространению и обобщению опыта через участие в  методических мероприятиях, проводимых БММЦ, курсовую подготовку, участие в конкурсах профессионального мастерства. Сформированы пары педагогов, которые учатся друг у друга, появилось понимание, что такое ИОМ и зачем он нужен. Молодые педагоги смогли достичь запланированных образовательных результатов. Адаптация прошла успешно и коллектив пополнился молодыми, грамотными, успешно решающими образовательные задачи молодыми педагогами.

Список литературы:

1. Практики управления Open Education: Марафон Мотивация [Электронный ресурс]. Режим доступа: 

https://www.youtube.com/watch?v=--hwY2MAkZA https://www.youtube.com/watch?v=hnlVRvqEi5w https://www.youtube.com/watch?v=QSRYJYTeiiQ https://www.youtube.com/watch?v=SuBuDlUEdfY https://www.youtube.com/watch?v=wJrSF62dZ80 (дата обращения 14.11.202)

2. Интенсив Екатерины Медниковой «Управление как система»  [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://praktik-i.ru/intsweb?gcmes=14758536913&gcmlg=5051772 (дата обращения 14.11.202)

3. Теория мотивации Герцберга: как получать удовлетворение от работы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lifemotivation.online/motivation/teoriya-motivatsii-gertsberga (дата обращения 14.11.202)

4. Модель мотивации МОГУ-ХОЧУ (Skill – Will) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://hrhelpline.ru/model-motivacii-mogu-hochu-skill-will/ (дата обращения 14.11.202)

5. Е.Н. Куксо. Миссия выполнима: как повысить качество образования в школе. М.: Сентябрь, 2016. — 192 с/

6 Алексеева Н. А., Дригота Т. Н. «Развивающие беседы как инструмент проектирования профессионального развития педагога»// Сборник педагогических материалов на общепедагогические темы, в т.ч. темы, связанные с искусством, сценарии мероприятий и т.п. ISBN 978-5-9908210-9-5

Издательство "Обществознание и социальная психология"