Обществознание и социальная психология

ISSN 2949-2637

СУБЪЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ, ИХ ПРАВОВОЙ СТАТУС И ПОЛНОМОЧИЯ

УДК 330

Курочкина Виктория Сергеевна, студент, ННГУ им. Лобачевского, г. Нижний Новгород

Аннотация. Данная статья посвящена актуальной в настоящее время теме, а именно борьбе с коррупцией. В ней будут представлены основные субъекты, участвующие в противодействии коррупции, рассмотрен их правовой статус, а также разобраны их должностных полномочий и обязанности. Субъектами противодействия коррупции являются различные организации, как государственные, так и негосударственные, которые имеют полномочия и задачи в сфере борьбы с коррупцией. Полномочия и правовой статус этих организаций определяются законодательством Российской Федерации. Однако, важно, чтобы эти организации были независимыми и обладали достаточными ресурсами и компетенциями для эффективной работы по борьбе с коррупцией.

Annotation. This article is devoted to a currently relevant topic, namely the fight against corruption. It will present the main actors involved in combating corruption, examine their legal status, and also examine their official powers and responsibilities. The subjects of anti-corruption are various organizations, both state and non-state, that have powers and tasks in the field of combating corruption. The powers and legal status of these organizations are determined by the legislation of the Russian Federation. However, it is important that these organizations are independent and have sufficient resources and competencies to effectively work against corruption.

Ключевые слова: государство, должность, коррупция, органы государственной власти, противодействие коррупции

Keywords: state, position, corruption, public authorities, anti-corruption

Противодействие коррупции в России является одной из приоритетных задач государства. Для этого в стране созданы различные органы государственной власти и общественные институты, которые активно противодействуют коррупции и борются за честность и прозрачность в государственных структурах [3, с. 138].

Полномочия субъектов противодействия коррупции в России определены законодательством. Они включают право проведения расследований, контроля финансовых операций, возбуждения уголовных дел, вынесения приговоров, наказания виновных и предоставления рекомендаций по предотвращению коррупции. Важно, чтобы эти субъекты были независимыми, обладали достаточными ресурсами и политической поддержкой для эффективной борьбы с коррупцией в России [1, с. 12].

Основное противодействие такому явлению, как коррупция оказывают следующие субъекты: федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также институты гражданского общества, юридические и физические лица в пределах своих полномочий. Например, профилактика коррупции (предупреждение коррупционного процесса, в том числе выявление и дальнейшее устранение причин коррупции), борьба с коррупцией (выявление, предупреждение, пресечение, расследование и раскрытие коррупционных правонарушений и преступлений, а также сокращение и ликвидация последствий коррупционных действий [4, с. 190-191].

Основываясь на полномочиях субъектов противокоррупционной деятельности, их можно разделить на следующие группы [2, с. 21]:

1) Органы высшей власти. К ним относятся Президент РФ, Правительство РФ, обе палаты Федерального Собрания (Государственная Дума и Совет Федерации);

2) Правоохранительные органы. К ним можно отнести Генеральную прокуратуру РФ, Следственный комитет РФ, МВД, ФСБ, Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков, Федеральную таможенную службу;

3) Федеральные органы государственной власти, которые обладают дополнительными полномочиями в области противодействия коррупции. К ним следует отнести Счетную палату РФ, Министерство юстиции, Министерство труда и социальной защиты, Министерство экономического развития, Федеральную антимонопольную службу, Федеральную службу по финансовому мониторингу, Федеральную службу финансово-бюджетного надзора РФ и др.;

4) Иные органы исполнительной власти федерального уровня. Например, различные федеральные учреждения, представительные и исполнительные органы власти субъекта РФ и органы местного самоуправления, служащих которых затрагивают ограничения и запреты антикоррупционной направленности;

5) Разнообразные институты гражданского общества, которые принимают участие предотвращении коррупции.

Среди антикоррупционных направлений по субъектам борьбы с коррупцией можно выделить следующие [5, с. 58]:

Направления борьбы с коррупцией и их субъекты

Направление борьбы с коррупцией

Субъект борьбы с коррупцией

1. 

Предотвращение коррупции, в том числе ее профилактика 

Является компетенцией абсолютно всех органов государственной власти

2. 

Антикоррупционная экспертиза законодательных актов, а также их проектов

Входит в обязанность правовых подразделений государственных органов власти, которые разрабатывают нормативно-правовые акты

3. 

Антикоррупционная экспертиза НПА других ведомств и подразделений

Осуществляет Министерство юстиции и Генеральная прокуратура РФ

4. 

Надзор за надлежащим исполнением законодательства в сфере предотвращения коррупции

Обеспечивает Генеральная прокуратура РФ

5. 

Выявление фактов и случаев коррупции в рамках своих полномочий

Входит в обязанности Счетной палаты, Генеральной прокуратуры РФ, МВД, Федеральной службы безопасности, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и др.

6. 

Раскрытие преступлений в области коррупции благодаря осуществлению оперативно-розыскных мероприятий

Обеспечивают МВД, ФСБ, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная таможенная служба

7. 

Расследование преступлений коррупционной направленности 

Выполняется Следственным комитетом РФ, МВД, Федеральной службой безопасности, Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков

8. 

Снижение и устранение последствий после правонарушений в области коррупции, а также исполнение наказаний

Входит в компетенцию Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов

9. 

Координирование действий по борьбе с коррупцией 

Производится Президентом РФ, Генеральной прокуратурой РФ, а на региональном уровне - главой субъектов РФ и органами местного самоуправления

10. 

Усовершенствование антикоррупционной политики законодательства

В первую очередь осуществляется Президентом РФ, а также обеими палатами Федерального Собрания РФ и Правительством РФ

Табл. 1 - Антикоррупционные направления по субъектам борьбы с коррупцией

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в полномочия Президента РФ входит [6]:

1. Задача основных направлений государственной политики в области антикоррупционной деятельности; 

2. Установление круга компетенций тех органов исполнительной власти федерального уровня, руководство антикоррупционной работой которых им осуществляется.

Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции выполняет следующее: 

1. Готовит предложения Президенту РФ по разработке и выполнению государственной политики в области противодействия коррупции;

2. Координирует работу государственных органов исполнительной власти всех уровней по исполнению политики в рассматриваемой сфере; 

3. Контролирует выполнение мероприятий, описывающихся в Национальном плане противодействия коррупции.

В ГД ФС РФ постоянно функционирует Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, задачами которого являются вопросы антикоррупционного характера.

В СФ ФС РФ же за данные вопросы отвечает комитет Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию институтов гражданского общества.

Властные полномочия Правительства РФ в этой области проявляются путем выполнения регулятивно-управленческой, нормотворческой и контрольной функций. Их можно разделить на антикоррупционные полномочия, которые касаются: 

1. Только определенных ключевых направлений работы органов исполнительной власти;

2. Непосредственной разработки мер в области предупреждения и выявления коррупционных правонарушений в органах исполнительной власти и их практического применения.

Обязанностями отделов по надзору за исполнением законодательства в рассматриваемой области являются:

1. Прокурорский надзор за исполнением законодательства, в том числе о государственной и муниципальной службе в части следования установленным запретам и ограничениям государственными и муниципальными служащими;

2. Антикоррупционная экспертиза НПА, которые издаются органами государственной власти и органы местного самоуправления;

3. Надзор совместно с другими подразделениями за исполнением антимонопольного, бюджетного законодательства, законов об использовании государственного и муниципального имущества, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, которые получены противозаконным путем и др.;

4. Надзор за выполнением уголовно-процессуального законодательства в области расследования коррупционных преступлений и требований законов при оперативно-розыскных мероприятиях, проводимых по соответствующим преступлениям;

5. Поддержка государственного обвинения по преступлениям коррупционного характера, а также участие в арбитражном и гражданском судопроизводстве, которое рассматривает вопросы возмещения вреда, нанесенного актами проявления коррупции.

Таким образом, противодействие коррупции является сложным и многогранным процессом, требующим совместных усилий со стороны всех субъектов общества. Только путем объединения усилий государства, общественных организаций и граждан можно достичь успеха в борьбе с коррупцией и создать честное и справедливое общество.

Литература

1. Вишневский А.В. Коррупция как угроза национальной безопасности современности // Предупреждение коррупции в органах государственной власти Российской Федерации: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Н.А. Петухова, Е.В. Рябцевой. – Симферополь: ИТ «Ареал». Симферополь, 2020. – c. 11–18.

2. Горбатович Д.А. Некоторые проблемы предупреждения коррупции (психологические, организационные, правовые аспекты) // Предупреждение коррупции в органах государственной власти Российской Федерации: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Н.А. Петухова, Е.В. Рябцевой. – Симферополь: ИТ «Ареал». Симферополь, 2020. – c. 19–24.

3. Ильичев И.Е. Борьба с коррупцией как глобальная проблема: приоритеты для России // Россия: Тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 16: Материалы XX Национальной научной конференции с международным участием «Модернизация России: приоритеты, проблемы, решения» / Отв. ред. В.И. Герасимов. – М.: РАН. ИНИОН. Москва, 2021. – c. 136–141.

4. Лазарев Е.Н., Чекмаев С.В. Коррупция как угроза экономической безопасности // Россия: Тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 16: Материалы XX Национальной научной конференции с международным участием «Модернизация России: приоритеты, проблемы, решения» / Отв. ред. В.И. Герасимов. – М.: РАН. ИНИОН. Москва, 2021. – c. 190–191.

5. Мусаева А.М. Методы борьбы с коррупцией в органах государственной власти // Проблемы противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе и пути их решения в современной России: сборник докладов. – Ростов н/Д: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС. Ростов н/Д, 2018. – c. 56–64.

6. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (последняя редакция) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2008. Ст. 5.

Издательство "Обществознание и социальная психология"