Обществознание и социальная психология

ISSN 2949-2637

Название компании

ВЫСТУПЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ СБОРНОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ НА ВСЕМИРНЫХ ИГРАХ В КАЗАНИ

Аннотация: в данной статье анализируются особенности организации Специальной Олимпиады для людей с нарушением развития. В статье также приводится характеристика Игр, проведенных в Казани и особенности выступления российской сборной на них. В завершении делается вывод о важной социальной мисси данных мероприятий.

Abstract: in this article analyzes the features of the organization of the Special Olympics for people with developmental disabilities. The article also describes the characteristics of the Games held in Kazan and the features of the performance of the Russian national team at them. In conclusion, the conclusion is made about the important social mission of these events.

Ключевые словаСпециальная Олимпиада, Всемирные Игры, Единые Игры, спортсмены, российская сборная, нарушение развития, инклюзия 

Key words: Special Olympics, World Games, Unified Games, athletes, Russian national team, developmental disorder, inclusion

Всемирные игры Специальной Олимпиады представляют собой одно из важнейших мероприятий в области спорта, целью которых является вовлечение в спортивные соревнования индивидов с особенностями развития. 

Специальная Олимпиада впервые была проведена в 1967 году. Она носит международных характер, проводится в различных странах. Целью данного спортивного мероприятия является прекращение дискриминации людей с особенностями интеллектуального развития, предоставление им возможности участия в спортивных мероприятиях, а также обеспечение инклюзивного подхода к развитию спорта. Специальная Олимпиада также проводится в соответствии с образовательными и программами и программами в области здравоохранения. Специальное олимпийское движение ежегодно организует более 100 000 игр и соревнований в более 30 видах спорта и объединяет около шести миллионов спортсменов и юнифайд-партнеров, а также более миллиона тренеров и волонтеров в 190 странах [1, c. 130].

Что касается нашей страны, то впервые подобное мероприятие было проведено в 1999 году, оставаясь на сегодняшний день крупнейшей национальной программой в области инклюзивного спорта. По состоянию на сегодняшний день, в России насчитывается порядка 130 тысяч людей с нарушениями интеллекта, которые занимаются спортом профессионально, для которых каждый год по программе Специальной Олимпиады организуются различные спортивные мероприятия на федеральном и муниципальном уровнях. В настоящее время действуют региональные отделения в 62 регионах России. Российские атлеты с интеллектуальными нарушениями ежегодно принимают участие в международных турнирах по программе Специальной Олимпиады, где занимают лидирующие позиции [3, c. 282].

Конечная цель Специальной Олимпиады и Всемирных игр, проведенных в Казани – изменить мировое представление о людях с ограниченными интеллектуальными возможностями. Независимо от того, каков уровень их личностного развития, важно, чтобы это было продемонстрировано более широкой аудитории. Каждый спортсмен постоянно усердно работает над достижением своих личных целей в области физической подготовки и развития специфических спортивных навыков. Эти результаты достигаются под надлежащим наблюдением квалифицированных спортивных экспертов – тренеров, инструкторов и многих других волонтеров, которые верят, что каждый человек имеет значение [6, c. 1088]. Все достижения спортсменов демонстрируются во время спортивных мероприятий. Эти соревнования не похожи ни на какие другие, потому что спортсмены преодолевают огромные личные и социальные барьеры, чтобы продемонстрировать мужество и спортивное совершенство.

Мероприятия Специальной Олимпиады предлагают платформу для обмена – дружбой, навыками, подарками, но, что более важно для того, чтобы испытать радость и счастье в среде, где никто не остается в одиночестве. Этим положительным опытом делятся с семьями, друзьями и тренерами. Им также делятся с другими спортсменами из разных стран. Все эти положительные эмоции приносят настоящее чувство общности, где принимают каждого. Все этапы миссии дополняют динамичный процесс социальной интеграции. В истинном смысле обмена, каждый является частью большого постоянного объятия, а высокие оценки и медали – это мгновенная часть каждого момента благодарности. Эти удивительные результаты достигались постепенно, год за годом, в течение последних пяти десятилетий. Конечная цель Специальных Олимпийских игр – помочь людям с ограниченными интеллектуальными возможностями успешно функционировать в обществе в целом, предоставляя им справедливую возможность развивать и демонстрировать свои навыки и таланты посредством спортивных тренировок и соревнований, а также повышая осведомленность общественности об их возможностях и потребностях [5, c. 8]. 

Спортсмены определяют успех главным образом как уверенность в себе и напористость. Доминирующими являются мобилизация и вера в свои способности. Вопросы развития способностей решались с помощью различных инструментов, в том числе, для дистанционного или домашнего обучения. Идеология, ориентированная на личность, по-прежнему остается в центре внимания на всех уровнях. Более чем когда-либо права человека, такие как право на медицинское обслуживание, выдвигаются на передний план. Физическая активность является важным элементом и критерием здорового образа жизни. Были подготовлены многочисленные материалы, связанные с медицинской грамотностью, и были использованы все каналы для наиболее эффективного охвата спортсменов. Уникальный симбиоз наблюдался между неправительственными организациями. 

Специальная олимпиада включала в себя следующие спортивные дисциплины: бадминтон, юнифайд-бадминтон, баскетбол, волейбол, дзюдо, легкая атлетика, настольный теннис, танцевальный спорт, шорт-трек, художественная гимнастика, теннис, юнифайд-теннис, плавание, бег на снегоступах, футзал, сноуборд, горнолыжный спорт, лыжные гонки, фигурное катание на коньках, флорбол [2].

В 2023 году на Всемирных играх спортсмены получили 387 комплектов медалей. В спортивных соревнованиях, которые проходили в Казани с 22 по 26 января, приняли участие 2154 спортсмена и члена делегаций из 59 регионов России и Республики Беларусь [2]. Единые Игры Специальной Олимпиады – новый формат не только для России, но и для всего мира. Соревнования такого масштаба и такого формата для людей с интеллектуальными нарушениями еще никогда не проводились. Единые Игры прошли одновременно по десяти летним и восьми зимним видам спорта.

Единые Игры являются большим совместным успехом и важным шагом вперед как для инклюзивного сообщества России, так и для общества в целом. Люди с интеллектуальными нарушениями заслуживают счастливую, полноценную жизнь. Именно спорт дарит людям уникальное чувство единения. Единые Игры дают специальным атлетам и их родным шанс обрести новые цели, сделать жизнь более полноценной и гармоничной. Тренеры специальных атлетов и их родители полны любви, веры и гордости за своих ребят, это достойно уважения и восхищения [2].

Игры Специальной олимпиады являются сильнейшей мотивацией для людей с особенностями развития, позволяя им оставаться в социуме, достигать высоких спортивных результатов и помогают преодолевать физическую и социальную изоляцию, которые возникают в связи с состоянием здоровья [6, c. 1089]. Эти соревнования оказывают сильнейшую психологическую поддержку, дарят уверенность в себе.

Несмотря на все сложности, движение Специальной Олимпиады наращивает как количество проводимых мероприятий, так и количество их участников и регионов. При поддержке Министерства спорта Российской Федерации Специальная Олимпиада России ежегодно проводит 16 комплексных всероссийских соревнований по 26 видам спорта, в которых участвуют около 6000 участников. При поддержке Специальной Олимпиады России совместно с региональными отделениями за последние три года было проведено более 350 спортивных мероприятий, в которых приняло участие около 40 тысяч человек.

Как правило, соревнования Специальной Олимпиады проходят раздельно по летним и зимним видам спорта. Однако в Казани было принято смелое и ответственное решение по объединению этих дисциплин в рамках одного мероприятия. На соревнования в столицу Республики Татарстан съехалось более 2000 специальных спортсменов, тренеров и сопровождающих из 59 регионов России и Республики Беларусь. Самым юным участником Единых Игр в Казани стал Кирюшин Андрей из Липецкой области, возраст которого – 9 лет. Он принимал участие в состязаниях по футзалу. Самым взрослым участником мероприятия стал Колабаев Сергей из Владимирской области, выступивший в дисциплине «волейбол» [2].

Всего участие в Играх приняли 1565 спортсменов из 59 регионов России, от Калининграда до Сахалина, два десятка атлетов из Республики Беларусь, 630 официальных лиц, 426 судей, 878 волонтеров [2].

В соответствии с генеральными правилами, на первом этапе все команды по итогам квалификации были поделены на дивизионы в соответствии со своим уровнем. Равные соревновались с равными в своем дивизионе. Все участники Игр были награждены: первые три места каждого дивизиона были отмечены медалями, остальные атлеты получили наградные ленты.

Результаты показывают сильную амбивалентность между стремлением к успеху в спорте и стремлением к социальной поддержке людей с ограниченными интеллектуальными возможностями, по крайней мере, с точки зрения тренеров и игроков без инвалидности. Желание людей без инвалидности помогать людям с ограниченными возможностями смешивается со стремлением к спортивному успеху на Всемирных играх. Оба намерения действительно присутствуют в различных компонентах соревновательной составляющей Специальной Олимпиады [4, c. 13]. Становится ясно, что процесс отбора в контексте Специальной Олимпиады должен быть тщательно адаптирован к потребностям целевой группы. Это относится как к традиционной, так и к унифицированной системе. Данные свидетельствуют о серьезных проблемах на различных этапах процесса отбора, которые, по-видимому, могут быть решены только с помощью целенаправленных информационных потоков. Следует отметить, что у тренеров значительно меньше возможностей в отношении наблюдения за игрой, количества спортсменов и т.д. по сравнению, например, с профессиональным спортом. Конвенция о правах инвалидов является основой для усилий по признанию людей с ограниченными возможностями в качестве спортсменов на спортивных соревнованиях. Формирование элитной команды для представления нашей страны на Всемирных играх (Специальные Олимпийские игры) является логичным решением. Однако ответственные лица должны осознавать, что в процессе такого отбора могут возникнуть проблемы, такие как раздражение из-за непредставления кандидатуры. Кроме того, спортсменам должна быть оказана надлежащая поддержка в процессе отбора и на тренировочных сборах.

В рамках выступления российской сборной Специальной Олимпиады на Всемирных играх в Казани в очередной раз было доказано, что спорт обладает универсальной силой объединять людей, преодолевать политические, культурные и социальные барьеры и развивать человеческую личность. Помня о том, что безопасность является главным приоритетом, мы отметили, что на Всемирных играх применялись все недавно разработанные протоколы, основанные на знаниях и опыте, сохраняется миссия, обеспечивается удовольствие от спорта и физической активности. В этом турнире не важны ни возраст, ни рекорды, главное – адаптация людей с ментальными нарушениями. На Единых Играх условия максимально приближены к обычной олимпиаде. 

Литература:

1. Глазкова, Г.Б. Методические особенности организации физкультурно- спортивной деятельности детей с нарушениями интеллекта / Г.Б. Глазкова, Л.А. Парфенова, Н.Г. Ефремова, А.Г. Черенщиков // Культура физическая и здоровье. – 2021. – № 4 (80). – С. 130-134

2. Единые Игры Специальной Олимпиады 2023 года в г. Казани. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: clck.ru/35usXd (дата обращения: 20.09.2023)

3. Лебедев Е.В., Парфенова Л.А. Повышение профессионального мастерства специалистов для работы с лицами, имеющими нарушения интеллектуального развития // Доминанты психолого-педагогического мастерства в сфере физической культуры и спорта. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием в рамках Десятилетия науки и технологий. – Казань, 2022. – С. 282-285

4. Парфенова Л.А. Инклюзивные технологии физкультурно-спортивной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями / Л.А. Парфенова, Е.А. Герасимов // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 1. – С. 13-17.

5. Рахматов А.А. Олимпийское движение как средство социализации людей с ограниченными возможностями / А. А. Рахматов. – Текст: непосредственный // Образование и воспитание. – 2016. – № 2. – С. 7-9.

6. Хусаинова Р.Р. Роль Специальной Олимпиады в развитии инклюзивной культуры в России //       Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Казань, 2021. – С. 1088-1090

Издательство "KPO-SCIENCE"