Обществознание и социальная психология

ISSN 2949-2637

Название компании

ВЛИЯНИЕ КАЧЕСТВА СНА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УДК 159.9

Воронова С.И.

студент

2 курс, «Психология образования»

ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»

Россия, г. Петрозаводск

Петрова Е.А.

студент

2 курс, «Психология образования»

ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»

Россия, г. Петрозаводск

Колесников В.Н.

к.псих.наук, доцент

кафедра «Психология»

ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»

Россия, г. Петрозаводск

Аннотация: В статье представлены результаты исследования взаимосвязи качества сна обучающихся в школе с их общим состоянием и эмоциональным благополучием. Были выявлены характеристики, позволяющие оценить качество сна, а также представлены его основные функции и важность для физического и психологического здоровья. Раскрытие понятия психологического благополучия позволило предположить его взаимосвязь со сном, что подтвердилось в исследовании. В качестве методов исследования применены методика и анкетирование среди учащихся 10-х классов (33 респондента). Подтвердилось, что сон имеет влияние на общее самочувствие и внутреннее состояние школьников.

Ключевые слова: сон, качество сна, эмоциональное благополучие, самочувствие, успеваемость, школьники

Abstract: The article presents the results of a study of the relationship between the quality of sleep of students at school with their general condition and emotional well-being. The characteristics that allow us to assess the quality of sleep were identified, as well as its main functions and importance for physical and psychological health were presented. The disclosure of the concept of psychological well-being allowed us to assume its relationship with sleep, which was confirmed in the study. As research methods, the methodology and questionnaire were used among 10th grade students. It was confirmed that sleep has an impact on the general well-being and internal state of schoolchildren.

Keywords: sleep, sleep quality, emotional well-being, well-being, academic performance, schoolchildren

Сон помогает нашему мозгу улучшить множество функций, включая способность учиться, запоминать, приходить к логическим выводам и делать выбор. Он перенастраивает эмоциональные нейронные цепочки, позволяя невозмутимо встречать социальные и психологические вызовы следующего дня. Кроме того, сон улучшает обмен веществ благодаря регуляции баланса инсулина и циркулирующей в крови глюкозы. Также он регулирует аппетит, снижая подверженность импульсивным желаниям, помогая выбирать здоровую еду и тем самым контролировать вес тела [3].

На качество и продолжительность сна оказывает влияние множество факторов. Вместе с тем современное общество предъявляет повышенные требования к физическому и психическому развитию личности, что обусловливает непрерывную интенсификацию учебного процесса, внедрение новых технологий в обучение. Это требует перераспределения временных затрат в суточном бюджете времени и может сказываться на режиме сна обучающихся [2].

Качество сна играет важную роль в общем психологическом благополучии человека, особенно в период подросткового возраста. Плохое качество сна ассоциируется с повышением риска умственного отставания, ухудшением коммуникативной функции, низкой академической успеваемостью, избыточной массой тела и целым рядом других нарушений здоровья и качества жизни. Процесс обучения в школе является мощным стрессовым фактором, изменяющим уклад жизни ребенка, распорядок его дня, режим занятий и отдыха. Дети и подростки, проживающие в городе, спят меньше, чем их сверстники, проживающие в сельской местности [4].

Старшеклассники сталкиваются с большим количеством требований, включая академическую нагрузку, социальные взаимодействия и физическую активность. Поэтому, для достижения оптимального психологического состояния, необходимо обратить внимание на качество и продолжительность сна учащихся. Физический и психический ущерб, нанесенный одной ночью плохого сна, очень сильный. Трудно вообразить какое-либо другое состояние – естественное или медикаментозное, – которое позволяет столь же быстро и эффективно восстанавливать физическое и психическое здоровье индивида, как сон [3].

Для сохранения и укрепления психического здоровья особенно важно переживание благополучия. Если исчезает чувство удовлетворения, то может возникнуть напряжение, скованность, эмоциональные застревания, снижается регуляция поведения, что отражается в отношениях с окружающими и в выборе адекватных жизненных стратегий. Ценность ощущения благополучия для психического здоровья очень существенна, так как является базовым феноменом здоровья личности. 

Под психологическим благополучием понимают гармоничность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия [5]. В словаре С. И. Ожегова «благополучие» определяется как спокойная, счастливая жизнь в довольстве, полная обеспеченность, а «благополучный» означает удачный, успешный, удовлетворяющий. Добавление эпитета «психологическое» ставит вопрос: «Что значит быть благополучным с психологической точки зрения?». С такой позиции психологическое благополучие рассматривается в качестве интрасубъектного (или субъективного) феномена, который характеризует, прежде всего, отношение человека к своей жизни, интегральную оценку своего бытия. Определить психологическое благополучия возможно также в терминах свойств (какими качествами должен обладать психологически благополучный человек), состояний (какие переживания испытывает человек) или в терминах поведения (что делает психологически благополучный человек) [6].

Целью нашего исследования стало изучение взаимосвязи качества сна старшеклассников с их психологическим благополучием. 

В качестве методов были использованы: 


  • теоретический анализ психолого-педагогической и медицинской литературы;
  • авторский опросник «Оценка качества сна», состоящий из 8 вопросов и определяющий качество сна по следующим уровням: «нормативный» и «нарушенный»;
  • психодиагностическая методика «Шкала психологического благополучия» К. Киза, адаптация Леонтьев Д.А., Осин Е.Н., которая включает 14 утверждений, описывающих различные переживания, частоту которых за прошедший месяц респондентам предлагается оценить по 6-балльной шкале. Утверждения сгруппированы в три шкалы: эмоциональное гедонистическое благополучие (утверждения 1 – 3, отражающие позитивные эмоции), социальное эвдемоническое благополучие (утверждения 5 – 8, отражающие вклад в общество, ощущение принадлежности, развития, принятия и связности общества), психологическое эвдемоническое благополучие (утверждения 9 – 14, содержание которых соответствует компонентам модели психологического благополучия К. Рифф и отражает принятие себя, управление окружением, позитивные отношения, личностный рост, автономию и наличие цели в жизни). Общий показатель субъективного определяется следующим образом: 63 балла и выше – очень высокий уровень; 49 – 62 балла – существенно выше среднего уровня; 36 – 48 баллов – несколько выше среднего уровня; 23 – 35 баллов – несколько ниже среднего уровня; 9 – 23 балла – существенно ниже среднего уровня; 8 баллов и ниже – очень низкий уровень. Для удобства обработки данных перечисленные выше уровни были объединены в три: низкий (0 – 22 балла), средний (23 – 48 балла), высокий (от 49 и выше).

Сбор данных проводился в письменной форме, анонимно, добровольно, без какого-либо вознаграждения. Всего в исследовании приняли участие 33 респондента учащиеся 10 классов (средний возраст 16 лет).

Рассмотрим результаты по определению качества сна. В нашей выборке 39% респондентов имеют нарушения качества сна. Большинство же учащихся (61%) имеют средние или высокие показатели оценки качества сна.

 

Таблица 1. Качество сна

Оценка качества сна

Нарушение качества сна

Норма качества сна

Респонденты

39%

61%

 

По уровням психологического благополучия качество сна распределилось следующим образом: респонденты с низким уровнем составили 9%, средний уровень имеют 52%, а высокий уровень отмечен у 39% опрошенных. Отмечается, что суммарно 85% школьников за прошедший месяц испытывали в большей или меньшей степени позитивные эмоции и 92% ощущали чувство принадлежности. Выявилось, что у 55% учащихся старших классов существует понятие о принятии себя, что говорит о высоком психологическом благополучии.

Таблица 2. Эмоциональное благополучие

Психологическое благополучие

Низкий

Средний

Высокий

Общая шкала

9%

52%

39%

Позитивные эмоции

15%

39%

46%

Чувство принадлежности

18%

61%

21%

Принятие себя

6%

39%

55%

Далее рассмотрим отдельно каждый вопрос проводимого опросника о качестве сна. В таблице 3 (табл. 3) приводится распределение ответов на вопрос «Во сколько вы обычно просыпаетесь?» и оценки психологического благополучия респондентов. 79% обучающихся просыпаются около 7 – 8 утра, причём данный ответ является наиболее популярным среди респондентов всех оценок качества сна. 

Таблица 3. Оценка качества сна (подъем)

 

Раньше 6 утра

7–8 утра

Позже 8

Во сколько вы обычно просыпаетесь

9%

79%

12%

Психологическое благополучие

 

 

 

Низкий

0%

67%

33%

Средний

12%

82%

6%

Высокий

8%

77%

15%

В таблице 4 (табл. 4) приводится распределение ответов на вопрос «Как много времени вам требуется для того, чтобы заснуть?». 70% обучающимся не требуется много времени для того, чтобы заснуть, 9% его требуется совсем немного, а 21% обычно долго не может заснуть. 67% респондентов, имеющим низкий уровень психологического благополучия, требуется много времени, чтобы заснуть, как и только 6% детей с средним уровнем и 31% с высоким уровнем. Учащиеся из категории низкого и высокого уровней психологического благополучия совершенно не могут засыпать очень быстро, как это делает 18% тех, кто имеет средний уровень.

Таблица 4. Оценка качества сна (время засыпания)

 

Очень быстро

Быстро 

Долго не могу уснуть

Как много времени вам требуется для того, чтобы заснуть

9%

70%

21%

Психологическое благополучие

 

 

 

Низкий

0%

33%

67%

Средний

18%

76%

6%

Высокий

0%

69%

31%


В таблице 5 (табл. 5) приводится распределение ответов на вопрос «Как долго вы спите?» и оценки психологического благополучия школьников. 39% обучающихся недосыпает, т.к. спит меньше 7 часов, что является наиболее популярным ответом среди респондентов. Остальные варианты ответов (около 7-часов; больше 7-часов) распределены практически в равных долях (33% и 28% соответственно). Как ни странно, среди детей с низким уровнем психологического благополучия 67% отметили, что спят больше 7 часов и 0% спят меньше нормы. Имеющие средний уровень в равной доле спят меньше или около 7 часов, но большинство, 67%, проводят в сонном состоянии больше нормы. У тех, кто имеет высокий уровень, 46% следует нормы количества часов сна.


 

Таблица 5. Оценка качества сна (длительность сна)

 

Меньше нормы (меньше 7-ми часов)

Около 7-ми часов

Больше 7-ми часов

Как долго вы спите

39%

33%

28%

Психологическое благополучие

 

 

 

Низкий

0%

33%

67%

Средний

24%

24%

52%

Высокий

38%

46%

16%

 

В таблице 6 (табл. 6) приводится распределение ответов на вопрос «Часто ли вы просыпаетесь ночью?». 64% обучающихся заявляет, что в некоторых случаях такое происходит, 9% отметили, что просыпаются очень часто. Из респондентов с низким уровнем психологического благополучия 67% просыпается иногда, и также поступает большая доля среди имеющих как средний (71%), так и высокий уровень (54%).


Таблица 6. Оценка качества сна (ночные пробуждения)

 

Вообще не просыпаюсь

Иногда бывает

Просыпаюсь очень часто

Часто ли вы просыпаетесь ночью

27%

64%

9%

Психологическое благополучие

 

 

 

Низкий

33%

67%

0%

Средний

18%

71%

11%

Высокий

38%

54%

8%


В таблице 7 (табл. 7) приводится распределение ответов на вопрос «Мучают ли вас ночные кошмары?» респондентов. 61% отвечают, что их иногда мучают кошмары, и данный ответ является наиболее популярным среди респондентов всех уровней психологического благополучия. Отмечено, что 0% учащихся с низким и высоким уровнем кошмары мучают часто, и только среди респондентов среднего уровня, у 22% есть такая проблема.


Таблица 7. Оценка качества сна (кошмары)

 

Нет, не мучают

Иногда мучают

Мучают очень часто

Мучают ли вас ночные кошмары

33%

61%

6%

Психологическое благополучие

 

 

 

Низкий

33%

67%

0%

Средний

22%

56%

22%

Высокий

38%

62%

0%


В таблице 8 (табл. 8) приводится распределение ответов на вопрос «Во сколько часов вы обычно ложитесь спать?» и оценки психологического благополучия респондентов. Если человек ложится спать в одно и то же время, это благоприятно сказывается на его биологических ритмах и способствует продуктивному обучению и труду. 55% отвечают, что ложатся с 22:00 до 24:00, а остальные 45% опрошенных ложатся позже 24:00. Отмечается, что имеющие низкий уровень качества сна в 100% случаев ложатся позже полуночи, в то время как 77% учащихся с высоким уровнем засыпают в промежуток с 22 до 24 часов. 


Таблица 8. Оценка качества сна (отход ко сну)

 

Раньше 22:00

С 22:00 до 24:00

Позже 24:00

Во сколько часов вы обычно ложитесь спать

0%

55%

45%

Психологическое благополучие

 

 

 

Низкий

0%

0%

100%

Средний

0%

47%

53%

Высокий

0%

77%

23%


В таблице 9 (табл. 9) приводится распределение ответов на вопрос «Тяжело ли вам просыпаться рано утром?». 55% отвечают, иногда бывает очень тяжело, причём данный ответ является наиболее популярным среди респондентов всех уровней психологического благополучия. Показательно, что 0% учащихся с низким уровнем могут встать легко, и 0% тех, кто имеет высокий уровень, просыпаются каждое утро с трудом.

Таблица 9. Оценка качества сна (тяжесть пробуждения)

 

Нет, могу легко встать, если это нужно

Иногда бывает очень тяжело

Каждое утро с трудом просыпаюсь

Тяжело ли вам просыпаться рано утром

27%

55%

17%

Психологическое благополучие

 

 

 

Низкий

0%

67%

33%

Средний

12%

59%

29%

Высокий

54%

46%

0%


В таблице 10 (табл. 10) приводится распределение ответов на вопрос «Как вы сами оцениваете качество своего сна?». 64% респондентов отвечают, что их удовлетворяет их качество сна, что является наиболее популярным ответом по процентному соотношению среди всех уровней психологического благополучия. Из тех, кто имеет низкий уровень, каждый оценил качество сна на «удовлетворительно». Учащиеся со среднем уровнем только в 18% отмечают сон плохим, а среди имеющих высокую оценку по результатам исследования, 38% отмечают свой сон на «отлично».

Таблица 10. Оценка качества сна (общее)

 

Отлично 

Удовлетворительно 

Плохо 

Как вы сами оцениваете качество своего сна:

27%

64%

9%

Психологическое благополучие

 

 

 

Низкий

0%

100%

0%

Средний

23%

59%

18%

Высокий

38%

62%

0%

  • не стоит ложиться спать в позднее время, лучше встать пораньше и закончить дела; 
  • занятия спортом улучшат физическое здоровье, а также после тренировок будет легче уснуть, главное, чтобы физическая активность заканчивалась за 3 часа до сна, еще стоит отказаться от использования электронных устройств, лучше заняться чем-нибудь спокойным, например порисовать или почитать книгу;
  • важно соблюдать режим сна, тогда больше шансов проснуться отдохнувшим;
  • вечером не нужно переедать или употреблять в пищу те продукты, которые возбуждают нервную систему;
  • в течение дня стоит выходить на улицу, желательно пройтись, прогуляться;
  • перед сном лучше проветривать помещение, но не переохлаждать, оптимальная температура для сна – 15–17°С;
  • планировать свой день и не оставлять дел, в том числе и уроков, на поздний вечер.

Список литературы

  • Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н., Чичинина Е.А. Связь использования цифровых устройств, качества сна, физической активности и пищевого поведения / Современная зарубежная психология – 2022. – Том 11. № 2 – С. 68 – 80.
  • Грицина О. П., Транковская Л. В. Лисецкая Е. А., Тарасенко Г. А. Особенности режима и качества сна современных школьников // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2019. – 2(78) – С. 13–16.
  • Мэттью Уолкер Зачем мы спим. Новая наука о сне и сновидениях / Феоклистова В.М., перевод на русский язык – 2018. Издание на русском языке, оформление – ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус» – С. 12
  • Коломейчук С. Н., Теплова Л. И. Качество и параметры сна у школьников // Журнал неврологии и психиатрии – 2017 – 11(2) – С. 92–96 – DOI: 10.17116/ jnevro201711711292–96.
  • Корниенко Д.С. Личностные предикторы психологического благополучия / Д.С. Корниенко // Фундаментальные исследования. – 2014. – №11 (2) – С.429-432.)
  • Колесников В.Н., Мельник Ю.В. Особенности психологического благополучия учащихся среднего подросткового возраста / В.Н. Колесников, Ю.В.Мельник. — Текст: электронный //Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. —  2015. — Т. 9, № 45. — С. 2. — URL: https://lengu.ru/mag/vestnik-leningradskogo-gosudarstvennogo-universiteta-imeni-a-s-pushkina/arkhiv-vypuskov (дата обращения: 17.10.2023).
  • Сахно С.Р. Как сон влияет на учебную жизнь учащихся / Сахно С.Р. – Текст: электронный // Комплексные исследования детства – 2022. – Т. 4 № 3. – С. 212. – URL:https://cyberleninka.ru/article/n/kak-son-vliyaet-na-uchebnuyu-zhizn-uchaschihsya (дата обращения: 28.10.2023)

 

 

Издательство "KPO-SCIENCE"