Обществознание и социальная психология

ISSN 2949-2637

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТА И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ

УДК  61

Ермизин Денис Алексеевич 

студент 4-го курса, юридического факультета 

ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», 

Ростовский филиал, г. Ростов-на-Дону, 

Узеиров Аскар Алиевич

преподаватель кафедры физической подготовки 

ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», 

Ростовский филиал, г. Ростов-на-Дону

Аннотация. В этой статье рассматриваются основы образа жизни среднестатистического студента, в частности обозначены наиболее часто встречающиеся проблемы студента в его стремлении вести здоровый образ жизни, ведь ценности, выработанные общественным сознанием, не всегда совпадают с ценностями здорового образа жизни студента.  Раскрывается тема влияния стресса на состояние здоровья современного студента. Выявлены закономерности, которые ведут к ухудшению или улучшению здоровья студента. Представлены возможные способы преодоления этих проблем. Разобрана структура здорового образа жизни молодого человека и методы его построения.

Summary. This article discusses the basics of the lifestyle of the average student, in particular, the most common problems of a student in his desire to lead a healthy lifestyle are identified, because the values ​​​​developed by the public consciousness do not always coincide with the values ​​of a healthy lifestyle of a student. The topic of the influence of stress on the health of a modern student is revealed. Patterns have been identified that lead to deterioration or improvement of student health. Possible ways to overcome these problems are presented. The structure of a healthy lifestyle of a young man and methods of building it are analyzed.

Ключевые слова: здоровье, студент, здоровый образ жизни, стресс, болезнь, сон, правильное питание, физические нагрузки.

Keywords: health, student, healthy lifestyle, stress, illness, sleep, proper nutrition, physical activity.

Нормальная жизнедеятельность человека обеспечивается лишь при соблюдении здорового образа жизни, который включает в себя правильный режим труда и отдыха, здоровое питание, определенную физическую активность, необходимую организму и другие факторы.  Особенно актуальна тема обеспечения такого образа жизни для студентов, ведь именно эта группа лиц наиболее подвержена влиянию стресса на состояние здоровья в связи с неопределенностью, чрезмерной нагрузкой и давлением окружающих. В связи с чем у молодых людей все чаще выявляют заболевания, которые, как считалось раннее, с наибольшей вероятностью возникают лишь в старшем возрасте.

Цель этой статьи вытекает из ее актуальности. Ставится задача: разобраться в причинах ухудшения здоровья современных студентов, понять, что представляет собой здоровый образ жизни студента, разобрать его составляющие.

К основным составляющим здорового образа жизни относят: режим труда и отдыха; организацию сна; режим питания; организацию двигательной активности; выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания; профилактику вредных привычек; культуру межличностного общения; психофизическую регуляцию организма [1].

Обучающиеся в вузе студенты постоянно находятся под влиянием стресс-факторов. Чрезмерное умственное напряжение студента от обучения оказывает сильное воздействие на психику и часто является причиной эмоциональных перегрузок. Стресс же в свою очередь может иметь очень серьёзные последствия. При стрессовых воздействиях у человека происходят изменения эмоционального, физиологического, интеллектуального состояния: учащается пульс и сердцебиение, повышается кровяное давление, напрягаются мышцы, появляется тревога, страх, раздражительность и нервозность по незначащим поводам, повышается утомляемость, возникает безразличие к окружающим и своей собственной судьбе, меняется поведение человека, возникают трудности с принятием решения, снижается концентрация внимания. Это те последствия стресса, о которых говорят не только студенты, но и другие люди. Поэтому необходимо уметь управлять стрессом и оптимизировать его протекание. 

Стресс является неотъемлемой частью жизни студента и наиболее ярко проявляется в определенные моменты: при поступлении в университет, при подготовке к экзаменам и их сдаче, при написании курсовых и дипломных работ. Более того, в той или иной степени он может проявляться и при выполнении обычных заданий при некоторых обстоятельствах. Избавиться от стресса в этот период практически невозможно, он в любом случае оказывает влияние на здоровье студента. При этом параллельное с этим несоблюдение основ здорового жизни ведет к ослаблению организма человека в целом, что в совокупности с стрессовыми воздействиями вызывает различные заболевания.

В первую очередь необходимо оптимизировать негативное воздействие стресса для человека, сформировать осознанное к нему отношение и научиться им управлять. Ведь под его влиянием студент в принципе не может даже задумываться о формировании здорового образа жизни во всем остальном, так как мозг заостряет внимание лишь на учебной деятельности, в связи с чем она воспринимается как единственная важная сфера в его жизни [5].

Осознанное отношение к проблемам может заключаться в следующем: ставить себе только цели, которые можно достичь, а в случае неудачи быстро выйти из стресса, используя приемы управления им; реалистично относиться к своим возможностям по достижению цели; быть готовым заранее к неприятным событиям и реально их оценивать; уметь извлекать положительное из коррекции стресса.

Стрессоустойчивость формируется следующими мероприятиями: самонаблюдение за появлением стресса; оказание психологической помощи социальным окружением; формирование воли, выдержки, выносливости; выполнение физических упражнений.

Психическая саморегуляция – это специально проводимая психическая деятельность человека для коррекции своего состояния. К основным разновидностям психической саморегуляции относятся: релаксация в форме сознательного нервно-мышечного расслабления в теле, состоящая из максимального сокращения и расслабления определенного участка тела; медитация, представляющая собой метод психической саморегуляции при помощи умственных действий, способствующих приведению психики человека в состояние углубленной сосредоточенности, погружения в себя [4].

Если воздействие стресса оказывается существенным, то следует применить меры первой самопомощи: следует заняться своим дыханием; необходимо постараться успокоиться, сосчитать до десяти; применить успокаивающее дыхание; осуществить легкую прогулку.

Научившись бороться с проявлениями стресса необходимо перейти к формированию здорового образа жизни, который лишь укрепит коррекцию стресса в жизни студента.

Сначала стоит обратить внимание на режим труда и отдыха, зачастую студенты помимо обучения ходят на работу, в связи с чем происходит дисбаланс такого режима, организм человека просто не успевает восстанавливаться, поэтому происходит постепенное его ослабление. Более того, часто молодые люди не пренебрегают отдыхом, но его вид лишь также влечет ухудшение состояния здоровья, например, отдых в ночных клубах. При формировании распорядка дня необходимо помнить, что помимо времени, которое занято активным трудом, обязательно нужно оставлять достаточное время для правильного отдыха, в том числе для сна. 

Сон является обязательной и наиболее полноценной формой ежедневного отдыха. Для студента необходимо считать обычной нормой ночного монофазного сна 8 часов. Часы, предназначенные для сна, ни в коем случае нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Более того, необходимо также выделять время для так называемой подготовки ко сну. За 2 часа до него напряженную умственную работу необходимо прекращать, можно заняться легкой растяжкой, выйти на прогулку, принять ванну и так далее, так интенсивная деятельность мозга будет снижаться и человек заснет достаточно быстро, что обеспечит качественный сон [3].

Также важно сформировать правильный режим питания, целью которого является поддержание нормального веса тела. Есть принципиальная разница между нормальным и идеальным весом человека. Идеальным является вес, которым человек хочет обладать, причём зачастую ничего общего с нормальным весом он не имеет, как правило девушки склонны хотеть весить как можно меньше, а мужчины наоборот как можно больше, при этом забывая про индивидуальность каждого телосложения. Студенты должны питаться не менее четырех раз в день, приходить на занятия, позавтракав, а также обедать во время предусмотренного для этого перерыва между занятиями в студенческой столовой или кафе, а не в ларьке с фастфудом.

Здоровый образ жизни требует регулярных занятий спортом. Это не значит, что нужно от заката до рассвета проводить своё время, изнемогая, в зале. Стоит лишь выбрать занятия, которые нравятся и доставляют удовольствие. Причём спорт в данном случае включает в себя активные игры на природе, приятное времяпровождение зимой на катке, прогулки пешком с друзьями. Стоит также отметить ежедневную утреннюю гимнастику, как обязательный минимум физической тренировки. Она должна стать для всех такой же привычкой, как умывание по утрам. Физические упражнения надо выполнять в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе. Для людей, ведущих сидячий образ жизни, особенно важны физические упражнения на воздухе (ходьба, прогулка). Полезно отправляться по утрам на работу пешком и гулять вечером после работы. Систематическая ходьба благотворно влияет на человека, улучшает самочувствие, повышает работоспособность.

О других элементах здорового образа жизни можно сказать, что, конечно же, необходим отказ от вредных привычек, соблюдение личной и общественной гигиены, закаливание как важная профилактическая мера против простудных заболеваний и так далее.

Студенту нужно отчётливо понять, для чего он должен поменять привычный уклад жизни, что он из этого получит. К сожалению, аргумент «сбережёшь своё здоровье» часто не достаточно убедителен для беззаботной молодёжи. Необходимо показать те преимущества, которые видны и ощутимы сразу. Например, экономия времени (ресурса, которого вечно не хватает студенту). Режим позволяет человеку рационально использовать каждый час, каждую минуту своего времени, что значительно расширяет возможность разносторонней и содержательной жизни.

Стоит побуждать студентов к сохранению и укреплению здоровья, пропагандировать и поддерживать культуру здорового образа жизни среди молодёжи, культивировать своего рода моду на здоровье. В идеале внедрять в образовательный процесс знания, направленные на формирование здорового образа жизни, начиная с самого раннего возраста [2].

Построение здорового образа жизни должно быть постепенным, необходимо внедрять полезные привычки и менять ту или иную часть своей жизнедеятельности не торопясь. Повторяя одно и то же полезное действие, в дальнейшем оно будет выполняться автоматически, например, как чистка зубов. В случае с быстрым и объемным внедрением составляющих здорового образа жизни человек скорее всего быстро вернется к прежнему образу жизни.

Знания о здоровом образе жизни и методах его построения будут способствовать сохранению здоровья студентов и лучшему обучению в вузе.

Литература

1. Конеева Е.В. Физическая культура: учебное пособие для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 599 с.

2. Письменский И. А., Аллянов Ю. Н. Физическая культура: учебник для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 450 с.

3. Стриханов М. Н. Физическая культура и спорт в вузах: учебное пособие. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 160 c.

4. Абдулмуталимова Н.Р. Здоровый образ жизни студента. // Наука, техника и образование. 2022. № 1.

5. Мельников В.И. Стресс студентов и методы его коррекции. // Вестник СГУПС: гуманитарные исследования. 2018. № 1.

6. Талызов С.Н. Основы здорового образа жизни студента // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. № 3.

Издательство "Обществознание и социальная психология"