KPO-SCIENCE

ISSN 2949-2637

ПРИМЕНЕНИЕ БАСКЕТБОЛА НА УРОКАХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

УДК 339.54.012

Костромина Ольга Владимировна, доцент кафедры ФВиС, Самарский Государственный Технический Университет, г.Самара

Хивинцева Арина Сергеевна, студент, Самарский Государственный Технический Университет, г.Самара

Аннотация. В данной статье рассматривается роль баскетбола в физическом воспитании школьников. Анализируются физические, психологические и социальные аспекты воздействия баскетбольных тренировок на развитие учащихся. Автор акцентирует внимание на значении баскетбола для формирования двигательных навыков, воспитания командного духа и улучшения общего физического состояния школьников. Обсуждаются также педагогические аспекты использования баскетбола в учебном процессе на уроках физической культуры.

Annotation. This article examines the role of basketball in the physical education of schoolchildren. The physical, psychological, and social aspects of the impact of basketball training on student development are analyzed. The author focuses on the importance of basketball for the formation of motor skills, fostering team spirit and improving the general physical condition of schoolchildren. The pedagogical aspects of using basketball in the educational process in physical education lessons are also discussed.

Ключевые слова: баскетбол, физическое воспитание, школьники, двигательные навыки, командный дух, уроки физической культуры.

Keywords: basketball, physical education, schoolchildren, motor skills, team spirit, physical education lessons.

Физическое воспитание играет ключевую роль в гармоничном развитии школьников, укрепляя их здоровье, повышая выносливость и улучшая общую физическую форму. Среди множества спортивных дисциплин, баскетбол выделяется как особенно ценный инструмент. Он не только развивает физические качества, но и оказывает положительное влияние на психологическое состояние учащихся, способствуя их всестороннему развитию.

Баскетбол эффективно совершенствует основные двигательные навыки. Динамичный характер игры, включающий бег, прыжки, передачи и броски, значительно улучшает координацию, реакцию и ловкость. Учащиеся осваивают правильную технику передвижения по площадке, ведения мяча и точных бросков, что развивает их точность, координацию и чувство ритма. Регулярные тренировки укрепляют мышцы, улучшают состояние опорно-двигательного аппарата и повышают общую выносливость.

Кроме того, баскетбол оказывает положительное воздействие на сердечно-сосудистую систему. Интенсивные тренировки стимулируют работу сердца и сосудов, укрепляя их. Во время игры учащиеся испытывают как аэробные, так и анаэробные нагрузки, что повышает уровень физической подготовки и выносливости. Исследования подтверждают, что регулярные занятия баскетболом могут служить профилактикой сердечно-сосудистых заболеваний и улучшают общее самочувствие.

Не менее важен и психологический аспект баскетбола. Командный характер игры способствует развитию ответственности, целеустремленности и умения работать в коллективе. Учащиеся учатся координировать свои действия с товарищами по команде, анализировать игровые ситуации и быстро принимать решения. Баскетбол способствует развитию лидерских качеств, поскольку успех команды зависит не только от индивидуальных навыков, но и от умения вдохновлять и поддерживать других. Игроки часто берут на себя роль лидера, что повышает их уверенность в себе и улучшает навыки межличностного общения.

Важным элементом баскетбольных занятий является формирование командного духа. Игра в команде создает атмосферу сотрудничества и взаимопомощи, что особенно важно в школьной среде. Баскетбол развивает навыки эффективного общения и уважения к другим членам команды, что способствует улучшению социального климата в классе и школе. Педагогический аспект использования баскетбола в школьной программе физического воспитания также заслуживает внимания. Учителя физической культуры, используя баскетбол в процессе обучения, могут не только развивать физические качества учащихся, но и формировать у них навыки самодисциплины, целеполагания и анализа собственных действий. Включение баскетбольных тренировок в учебный процесс способствует созданию интереса к занятиям физической культурой и укреплению здоровья школьников. Баскетбол позволяет варьировать уроки физкультуры, делая их более динамичными и привлекательными для учащихся.

Особую роль баскетбол играет в формировании у школьников спортивного духа и стремления к достижениям. Командная природа этого вида спорта предполагает наличие соревновательных элементов, которые стимулируют школьников к достижению лучших результатов. В процессе занятий баскетболом учащиеся учатся справляться с поражениями и анализировать свои ошибки, что развивает у них стойкость и готовность к преодолению трудностей. Важно отметить, что в рамках школьной программы баскетбол может стать основой для формирования интереса к занятиям спортом в целом, побуждая школьников к активному и здоровому образу жизни.

Таким образом, баскетбол играет важную роль в физическом воспитании школьников, способствуя не только развитию их физических качеств, но и формированию личностных и социальных навыков. Регулярные занятия баскетболом улучшают общее состояние здоровья учащихся, развивают у них чувство ответственности, лидерские качества и способность работать в команде. Учителя физической культуры могут использовать баскетбол как эффективный инструмент для всестороннего развития школьников, мотивируя их к достижению высоких результатов и прививая интерес к активному образу жизни.

1. Аликулов Т. М. Значимость баскетбола в оздоровлении организма / Т. М. Аликулов // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 520-521.

2. Матназаров У. Л. Комплексная подготовка школьников на уроках баскетбола / У. Л. Матназаров, Р. М. Машарипов, М. А. Дехканова // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1245-1248.

Издательство "KPO-SCIENCE"