KPO-SCIENCE

ISSN 2949-2637

РОЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

УДК 339.54.012

Костромина Ольга Владимировна, доцент кафедры ФВиС, Самарский Государственный Технический Университет, г.Самара

Хивинцева Арина Сергеевна, студент, Самарский Государственный Технический Университет, г.Самара

Аннотация. В данной статье рассматривается физическое воспитание подростков с задержкой психического развития (ЗПР) средствами адаптивной физической культуры (АФК) направлено на развитие двигательной активности, достижение положительной динамики в развитии физических способностей, повышение функциональных возможностей систем организма, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом. 

Annotation. This article examines the physical education of adolescents with mental retardation by means of adaptive physical culture (AFC) aimed at developing motor activity, achieving positive dynamics in the development of physical abilities, increasing the functional capabilities of body systems, and developing the need for systematic physical education and sports.

Ключевые слова:  адаптивная физическая культура, задержка психического развития, физическое воспитание, подростки, кинестетические способности, особенности детей с ЗПР, двигательные способности, двигательная активность. 

Keywords: : adaptive physical education, mental retardation, physical education, adolescents, kinesthetic abilities, features of children with ASD, motor abilities, motor activity.

Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для закладки основ физической прочности, выносливости человека, его долголетия. С помощью систематических физических нагрузок, постоянной двигательной активности ребенок познает окружающий мир, овладевает опытом взаимодействия с ним. Активная двигательная деятельность стимулирует иммунитет ребенка и способствует его всестороннему развитию. В исследованиях по проблемам развития детей с ЗПР отмечается их отставание в физическом развитии. Физическое воспитание является чрезвычай-

но важной частью общей системы воспитания, обучения и лечения детей с отклонениями в развитии. Двигательные нарушения, даже при своем минимальном проявлении, негативно влияют на общее состояние здоровья, снижают сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, неблагоприятно сказываются на развитии всех систем организма и нервно-психической деятельности. С первых месяцев жизни дети с нарушениями психического развития нуждаются в комплексной системе физического воспитания. Специфические аспекты общего развития детей с ЗПР. Проблема низкого уровня успешности значительной части учащихся дошкольных и школьных образовательных учреждений давно обратила на себя внимание специалистов. Ими была выделена определенная группа детей, которые не могут быть отнесены к умственно отсталым, так как в пределах приобретенных знаний они проявляют достаточные способности. Эти дети были отнесены к особой категории - дети с задержкой психического развития (ЗПР).

На разных возрастных этапах у детей с ЗПР наблюдается пониженная потребность в общении, доминирует прагматическая направленность общения со взрослыми, отмечается недостаточный уровень владения языковыми и неязыковыми средствами общения с окружающими, что затрудняет процесс межличностного взаимодействия и подталкивает детей к аффективным проявлениям в коммуникациях, нарушает их социальную адаптацию (Амплеева, 2017). Многие авторы доказали, что у детей этой категории наблюдаются нарушения познавательной и эмоционально-волевой сферы, недостаточный уровень развития координационных способностей, гибкости, общей выносливости (Исмаилов, Магомедов, Абдулбасиров, 2017).

Данные медицинской статистики свидетельствуют, что количество физически здоровых среди детей дошкольного возраста с задержкой психического развития составляет лишь 15%, что становится основной причиной трудностей их адаптации к предстоящей школьной нагрузке (Максимова, Скрябина, 2019). У детей наблюдаются долговременная соматическая недостаточность различного происхождения, тяжелые соматические заболевания, которые проявляются в первые годы жизни (Прописнова, Черкашин, Мартынов, 2013).

С замедленным темпом формирования познавательной деятельности дошкольников с ЗПР связана не недостаточность их интеллектуальной мотивации, а физические рас-

стройства - нарушение регуляция мышечного тонуса и подвижность психических процессов (Суворова, 2011).

При задержке психического развития ребенка характерны нарушения, которые проявляются в снижении психической выносливости, работоспособности, познавательной активности, эмоционально-волевых расстройствах, неустойчивости внимания и в недостатках памяти, сенсомоторной координации. В то же время способность мыслить (интегративная функция мозга) достаточно сохранена (Сорокоумова, Егорова, 2017). В общем развитии детей этой категории оказываются недостаточно сформированными сенсомоторные функции, то есть умение видеть, слушать, выполнять различные движения, особенно - движения руками. Зрение и слух у детей нормальные, а недостатки зрительного и слухового восприятия проявляются в неспособности сосредоточиться на объекте восприятия, в неумении его анализировать, сравнивать с виденным ранее (Бутко, Суворова, Сорокоумова, 2019).

Формирование поведения и черт характера личности детей с задержкой психического развития не является следствием только болезненного состояния их нервной системы. Испытывая влияния микросоциальной среды (семьи и ближайшего окружения), в которой они проживают, получая примеры взаимодействия с другими для подражания, они овладевают отведенным им местом в данном окружении (родителей, родственников, друзей, одноклассников). Воспитывать таких детей можно только через поиск в них положительного, что могло бы стать опорой для поддержания их веры в себя и развития доверия и чувства защищенности (Азина, Сорокоумова, Туманова, 2019).

Патологии двигательной сферы, характерные для детей с ЗПР

У детей с ЗПР выражена патология двигательной сферы, которая отображается в деятельности различных систем организма: моторике рук и зрительной моторной координации; стереотипах движений и измененной структуре движений (Бахнова, Осипова, 2018). У них часто диагностируют нарушение дыхательной функции, особенно при мышечной гипотонии. 

Особое внимание при применении различных форм физической культуры при обучении детей дошкольного возраста с ЗПр должно уделяться современным научным достижениям в данной области. Характерной чертой различных форм занятий является их добровольность. Поэтому нужно заботиться о том, чтобы вызвать у учащихся интерес к занятиям (Ломакина, 2014).

Отсутствие индивидуального подхода к обучению дошкольников на занятиях физкультуры и во внеклассных формах физкультурно-массовой работы, ограничение рамками единых требований без учета пределов их возможностей наносит ущерб развитию личности. Специалистам в области здравоохранения и физической культуры необходимо научиться определять индивидуальный двигательный режим дошкольника, что способствует повышению функциональных возможностей организма (Боброва, 2019).

В процессе занятий физической культурой многие дефекты моторики и физического развития сглаживаются и корректируются, однако они являются серьезным препятствием в овладении бытовыми, школьными и трудовыми навыками. Особое значение во время занятий приобретает учет особенностей развития сердечнососудистой и дыхательной систем. Вредными являются упражнения с длительным статическим напряжением, из-за которого нарушается нормальная циркуляция крови, а также упражнения, связанные со значительным силовым напряжением, которые требуют большой скорости и продолжительности движений. Выполняя физические упражнения, требующие значительного усиления деятельности сердца, следует чаще чередовать их со специальными успокаивающими упражнениями и глубокими дыхательными движениями.

Разучивание новых движений происходит быстрее во время выполнения упражнений на неполную силу. Развитие скелета детей тесно связано с формированием мышц, сухожилий и связок. Уже в школьном возрасте продолжается развитие мышечной системы. Увеличивается мышечная масса, возрастает сила мышц. Однако это развитие несколько отстает от роста костей скелета, в результате чего мышцы становятся очень натянутыми, тонкими и длинными. 

1. Азина Е.Г., Сорокоумова С.Н., Туманова Т.В. Использование ритмизации в психокор-рекционном развитии младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7. - №1. - С. 10.

2. Амплеева В.В. Диагностика психомоторного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Аллея науки. - 2017. - Т. 1. - №15. - С. 713-716.

3. Бахнова Т.В.,ОсиповаЕА. Обоснование возможности применения средств гимнастики на занятиях по адаптивному физическому воспитанию детей с задержкой психического развития // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. - 2018. - №1 (13). - С. 111-113.

4. БоброваАА. Формирование произвольного внимания у детей дошкольного возраста с ЗПР средствами физической культуры // Глобальный научный потенциал. - 2019. - №5 (98). - С. 64-66.

5. Бутко ГА. Современные подходы к физическому воспитанию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Academia. Педагогическийжурнал Подмосковья. - 2017. -№3(13). - С. 39-46.

Издательство "KPO-SCIENCE"