KPO-SCIENCE

ISSN 2949-2637

РУКОВОДСТВО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПРОЕКТОМ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КЛАССЕ

УДК 37.02

Березина Л.А., 
учитель физической культуры 
ГБОУ средней школы №21 им. Э.П.Шаффе

Россия, г. Санкт-Петербург

Миюсов В.А., 

методист 

ГБОУ средней школы №21 им. Э.П.Шаффе

Россия, г. Санкт-Петербург

Овчинникова Н.Л., 

инструктор-методист 

ГБОУ средней школы №21 им. Э.П.Шаффе

Россия, г. Санкт-Петербург

В статье рассматриваются ключевые аспекты организации и руководства индивидуальными учебными проектами по физкультуре в психолого-педагогических классах. Обсуждаются основные цели, задачи и преимущества проектной деятельности, а также влияние таких проектов на развитие учащихся. Акцентируется внимание на педагогических принципах, методах и подходах, способствующих успешной реализации проектов и развитию целостной личности школьника.

Ключевые слова: методика, физическая культура, проект, психолого-педагогический класс

The article discusses the key aspects of the organization and management of individual educational projects in physical education in psychological and pedagogical classes. The main goals, objectives and advantages of project activities are discussed, as well as the impact of such projects on student development. The author focuses on pedagogical principles, methods and approaches that contribute to the successful implementation of projects and the development of a holistic personality of a student.

Keywords: methodology, physical education, project, psychological and pedagogical class

Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании здорового образа жизни, а также в развитии личностных и социально-коммуникативных навыков у учащихся. В условиях современного образовательного процесса особое значение приобретает использование проектных методов обучения, которые позволяют учащимся углубленно изучать материал через практическую деятельность. В психолого-педагогическом классе, сосредоточенном на аспектах подготовки будущих студентов специальностей сферы «человек-человек», индивидуальные учебные проекты могут служить мощным инструментом для раскрытия творческого потенциала и формирования умений, необходимых в будущем.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что интеграция физической культуры в рамках психолого-педагогического образования становится все более значимой, поскольку это способствует комплексному развитию личности и формирует предпосылки к определению вектора будущей образовательной и профессиональной траектории обучающихся. Концепция профильных психолого-педагогических классов предполагает, в том числе «…деятельностный подход в обучении на основе активного освоения и использования школьниками элементов педагогических технологий.»  Использование индивидуальных учебных проектов как метода обучения позволяет ученикам не только проявить свои навыки и способности, но и развить критическое мышление, инновационное мышление и навыки самоорганизации. Таким образом, необходимо изучение и разработка методик, позволяющих эффективно организовать такие проекты.

В рамках реализации деятельности по индивидуальным учебным проектам ГБОУ средней школы №21 имени Э.П.Шаффе в классах психолого-педагогической направленности учениками реализуются проекты, коррелирующие с учебными предметами или направлениями воспитания, в том числе и по физической культуре.

Цель: Исследовать и обосновать методику руководства индивидуальными учебными проектами по физкультуре в психолого-педагогическом классе.

Задачи:

Изучить педагогические основы проектной деятельности.

Анализировать влияние индивидуальных проектов на развитие личности ученика-автора проекта.

Разработать рекомендации по организации и реализации индивидуальных проектов по физической культуре.

Проектная деятельность основана на нескольких ключевых принципах:

Личностно-ориентированный подход. Проекты должны учитывать интересы и потребности каждого ученика, что позволяет повысить мотивацию к обучению и участие в процессе.

Интеграция знаний. Проекты могут сочетать различные дисциплины, например, физическую культуру с психологией, что способствует получению комплексного знания.

Практическая направленность. Реализация проекта должна включать практические занятия и активные формы работы, что позволяет учащимся лучше усваивать материал.

Коллективное взаимодействие. Хотя проекты индивидуальные, важно включение элементов командной работы и сотрудничества с одноклассниками или даже с учителями.

Этапы работы над проектом. Выбор темы: учащиеся выбирают темы, которые их интересуют и соответствуют программным требованиям. Это может быть, например, разработка программы физической активности для младших школьников, или, например, использование имеющегося ресурса в виде бассейна или тренажерного зала школы.

Планирование: формирование плана, включающего цели, задачи и этапы реализации проекта.

Исследование и сбор информации: учащиеся проводят исследования, изучают теоретические аспекты, собирают данные и используют их для углубления понимания предмета.

Практическая реализация: проект включает проведение физической активности, презентацию методической продукции (памятка, буклет, слайдовая презентация и т.д.), участие в соревнованиях или разработки модифицированной методики занятий.

Оценка и рефлексия: Итоговая оценка проекта, анализ проделанной работы, определение успехов и недочетов, что позволяет учащемуся сделать выводы о своем обучении.

Примеры индивидуальных проектов. 

  • «Физкультминутки для учеников начальной школы, проводимые на уроке»
  • «Влияние физических нагрузок на успеваемость в точных науках у учеников среднего звена ГБОУ средней школы №21»
  • «Создание сборника игр для организации деятельности учеников младших классов на переменах»
  • «Развитие креативности обучающихся 5-х классов посредством разработки и проведения командных игр в бассейне»

Влияние индивидуальных проектов на развитие учащихся. Индивидуальные учебные проекты по физкультуре способствуют развитию не только физических навыков, но и личностных качеств, таких как:

  • Творческое мышление: Учащиеся учатся находить оригинальные решения в процессе работы над проектом.
  • Самоорганизация и планирование: Проект требует от учащихся умения планировать свое время и организовывать свои действия.
  • Коммуникационные навыки: Участие в проектах помогает развивать навыки публичного выступления и взаимодействия с другими людьми.
  • Уверенность в себе: Завершение успешного проекта повышает самооценку и уверенность учащихся в своих силах.

Руководство индивидуальным учебным проектом по физкультуре в психолого-педагогическом классе является эффективной формой организации образовательного процесса, способствующей развитию целостной личности школьника. Внедрение проектной деятельности в физическую культуру позволяет не только улучшить физическую подготовку учащихся, но и способствует формированию важных жизненных навыков. Успешная реализация индивидуальных проектов требует от педагога внедрения инновационных методов и подходов, что позволит оптимально использовать потенциал каждого ученика и создать условия для его дальнейшего личностного и профессионального роста.

Список литературы

  • Асхадуллина Н. Н., Талышева И. А. Изучение ценностных ориентаций и представлений о семье у обучающихся психолого-педагогических классов // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — №77-4. — С. 33–36. 
  • Игнатжева С. В., Брук Ж. Ю., Федина Л. В., Патрушева И. В. Классы психолого-педагогической направленности как ресурс субъективного благополучия старшеклассников // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2021. — №4 (73). — С. 36–44. 
  • Ладилова Н. А., Фоменко Е. А. Психолого-педагогические классы как основа воспитания педагогических кадров и фактор устойчивого развития педагогической профессии // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. — 2022. — Т. 5. — №1 (18). — С. 51–55. 
  • Симонова И. Ф. Социально-культурное проектирование: современные подходы и технологии: учебное пособие. — Санкт-Петербург: Наукоёмкие технологии, 2020. — 250 с. 
  • Старшинова А. В. и др. Социальное проектирование в образовании и практике социальной работы: учебное пособие. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. — 160 с. 
  • Халадов Х. А. С., Головина И. В., Папуткова Г. А. Психолого-педагогические классы: концепт-дизайн допрофессиональной подготовки учителя // Педагогический журнал. — 2022. — Т. 12. — №3-1. — С. 653–662. 
  • Якушев А. М. Социальное проектирование: шаг за шагом: методические рекомендации. — Ставрополь, 2021. — 52 с.

Издательство "KPO-SCIENCE"