Курбангалиев И.
студент Стерлитамакского филиала УУНиТ
Аннотация. Настоящая статья посвящена актуальной проблеме интеграции региональной истории в образовательный процесс в России, что является важным аспектом формирования патриотизма и социальной идентичности учащихся. Автором рассматриваются методы синхронизации курсов истории, включая изучение региональных особенностей, что способствует более глубокому пониманию исторических процессов. Обсуждаются существующие подходы к преподаванию региональной истории, проблемы с доступностью учебных материалов и необходимость использования современных технологий для улучшения учебного процесса. По мнению автора, успешная интеграция региональной истории требует значительных усилий со стороны учителей и методистов, а также создания необходимых ресурсов для поддержки образовательного процесса.
Ключевые слова: региональная история, патриотизм, ФГОС, методика преподавания, краеведение, интеграция, историческое образование, гражданственность, локальная история.
Современная образовательная политика России акцентирует внимание на изучении региональных исторических особенностей народов страны, что способствует формированию патриотизма и социальной идентичности учащихся. Для достижения этих целей необходимо интегрировать материалы региональной истории в курс истории России, что требует грамотной синхронизации.
С введением обновленного Федерального государственного образовательного стандарта перед учителями истории возникли новые проблемы, среди которых актуальна задача изучения региональной истории. Это является важным аспектом развития многонационального государства и идентификации обучающихся. В соответствующих документах подчеркивается необходимость формирования перечня «сквозных» исторических сюжетов для каждого региона, учитывающего баланс между различными аспектами истории [6]. Отечественная история представляется как сочетание истории государства и истории населяющих его народов. Следовательно, методистам и учителям необходимо решить задачу отбора содержания курса региональной истории и синхронизации всех курсов.
Так, сегодня интерес к региональной и локальной истории возрастает, и краеведческий материал становится важной частью уроков и внеурочной деятельности. Теоретической основой работы современного учителя служат исследования историков-методистов второй половины XX - начала XXI века, таких как А.Ф. Родин, В.В. Дранишников, Д.В. Кацюба и др. В их краеведческих работах рассматриваются культурно-исторические и экономические особенности локального пространства, а также элементы идентичности и историко-культурное своеобразие региона [2, с. 18].
Вопрос о роли региональной истории в системе исторического образования обсуждается неоднократно. Анализ публикаций показывает различные подходы к ее изучению в школе. В Республике Башкортостан педагоги общеобразовательных учреждений уделяют этому вопросу большое внимание, так как прежде, чем ученик станет гражданином страны, он должен быть гражданином родной школы, станицы, города, знать их традиции и культуру [5, с. 11]. В некоторых регионах России региональная история изучается параллельно основному курсу, в других – составляет содержание отдельных тем. При этом исследователи отмечают, что трудности включения региональной истории в образовательный процесс связаны с несогласованностью нормативных актов [1, с. 77].
Таким образом, на современном этапе существуют три варианта преподавания региональной истории:
1) Изучение отдельных курсов по истории региона (например, «История Башкортостана»).
2) Использование регионального материала в тематическом планировании курса отечественной истории.
3) Проведение специальных уроков по истории региона в рамках общего курса.
К сожалению, на сегодняшний день далеко не во всех регионах имеются учебники, целиком посвященные региональной истории. В некоторых подобные пособия используются, однако они не оцифрованы, успели устареть или же пребывают в жестком дефиците [1, с. 78]. Поэтому отечественные педагоги нередко сталкиваются с проблемами, связанными с поиском подходящей информации. Грамотная синхронизации краеведения с курсом истории России в условиях малой длительности современного урока становится достаточно трудной задачей.
Кроме того, подбирая материал, учитель должен его адаптировать, сделать понятным и усваиваемым для обучающихся. Необходимо, чтобы добытая информация стала «ценной», способной положительно сказываться на воспитании и формировании устойчивой познавательной мотивации. На сегодняшний день предполагается, что каждый крупный учебный блок (или даже курс) должен завершаться специальным уроком, посвященным бытности соответствующего региона в рассматриваемый период [3, с. 22]. Также, рекомендуется периодически привлекать краеведческий материал при изучении особенно важных для истории страны процессов, событий, культурных, политических и социально-экономических феноменов.
Мы полагаем, что обозначенная проблема может быть решена посредством разработки официальных цифровых ресурсов. По мнению многих педагогов, необходим единый портал, либо же сеть тематических сайтов, которые бы не только содержали полезные краеведческие материалы, но и предлагали грамотную их классификацию, включающую сортировку по хронологическому типу.
Современные технологии позволяют наглядно сопоставлять историю региона и страны, что способствует лучшему усвоению материала учащимися. Однако подобных (официальных) электронных ресурсов на сегодняшний день не существует. Вместо этого учителя вынуждены искать информацию самостоятельно, затем ее анализировать, проверять подлинность и надежность источника, а также адаптировать для обучающихся. Отсутствие ресурсов для быстрого и удобного подбора исторического материала является серьезным препятствием в преподавании истории регионов в основной школе [2, с. 18].
Несомненно, эффективное преподавание региональной истории требует грамотного подхода и значительного времени от преподавателя. В условиях увеличенной нагрузки и необходимости подготовки уроков по основному материалу, у учителей часто не хватает времени и мотивации, что может привести к низкой эффективности и перегрузке учеников информацией. Это, в свою очередь, может вызвать отсутствие интереса и любознательности. Изучение региональной истории должно включать разнообразные средства обучения, аналогичные тем, что используются в основных курсах.
При отборе содержания региональной истории необходимо учитывать соответствие целям изучения, актуализацию, локализацию и практическую значимость. Актуализация включает отбор материалов, значимых для понимания современного развития региона. Локализация подразумевает выявление связи между глобальным и региональным уровнями. Так, некоторые авторы предлагают собственные методические конструкторы для преподавания региональной и локальной истории в курсе истории России [4]. Например, при изучении темы «Индустриализация и урбанизация в России» можно включить данные из отчета фабричного инспектора о развитии промышленных предприятий в регионе. Это поможет ученикам увидеть связь между историческими событиями и их локальными проявлениями.
Учителю необходимо отбирать фактический материал, который будет представлен систематически, а не в виде разрозненных фактов, что позволит выявить причинно-следственные связи и общее и особенное в развитии страны и регионов. Синхронизация курсов истории России и региона может стать эффективным вариантом проектирования изучения региональной истории. При отборе и структурировании материала по всеобщей истории могут использоваться как традиционные, так и новые обучающие приемы.
Использование сравнительного подхода на уроке позволяет выявить сходства и различия между национальной и региональной историей. Например, можно задать вопрос: «Сравните условиях жизни крестьян Башкортостана в последней четверти XIX века с условиями жизни в других регионах. Какие факторы могли повлиять на сложившуюся ситуацию?»
Использование проблемных ситуаций и вопросов из региональной истории на этапе мотивации может заинтересовать учащихся, способствовать интеграции содержания. Учитель может раскрывать различные точки зрения на один и тот же вопрос, побуждая класс рассматривать явление с разных позиций, делать сравнения и выводы. Изучение региональной истории может происходить не только на уроках, но и во внеурочной деятельности [5, с. 34]. Проектная работа, поиск и систематизация дополнительной литературы способствуют развитию учебных действий и формированию ценностей региональной истории. Так, учащиеся могут подготовить проект о истории своей семьи в городе, где находится школа, что поможет им узнать о своей культуре и культуре других национальностей, если в классе есть такие учащиеся.
Кроме того, современные нормативные документы требуют обязательного включения в учебный процесс исторических фактов о культурном, экономическом и социальном развитии регионов. В условиях ограниченного времени на изучение курса «История» важно найти решение, например, через синхронизацию отечественной и региональной истории. Необходима систематическая методическая работа по включению исторических фактов из региональной истории в образовательный процесс. Также следует создать методические разработки, которые помогут учителям эффективно использовать региональную историю в обучении.
Таким образом, практический опыт педагогов-историков доказывает, что планомерное и систематическое использование регионального компонента на уроках истории способствует укреплению связи учащихся с малой родиной, воспитанию патриотов, людей неравнодушных не только к прошлому своего родного края, но, главное, к настоящему и будущему. Мы полагаем, что решения ряда актуальных проблем возможно посредством следования обозначенным рекомендациям:
1) Разработка методических пособий. Создание доступных и методически обоснованных материалов, которые помогут учителям интегрировать краеведение в курс истории.
2) Повышение квалификации учителей. Организация специальных курсов и семинаров для повышения уровня знаний учителей в области краеведения и методики преподавания.
3) Установление партнерств. Сотрудничество образовательных учреждений с местными музеями и архивами для создания взаимодействия и использования уникальных исторических ресурсов региона.
4) Использование современных технологий. Внедрение информационных технологий и мультимедийных ресурсов в процесс обучения для повышения интереса учащихся к краеведению.
Список использованной литературы
Название компании