Название компании
УДК 376.3
Захарова Светлана Михайловна
Магистрантка,
ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»,
г. Омск РФ
Аннотация: в статье описываются ошибки письма, выявленные в результате обследования у младших школьников с психомоторной недостаточностью, анализируются механизмы нарушения и их проявление на письме.
Annotation: the article describes writing disorders identified as a result of examination in primary school pupils with psychomotor impairment, analyzes the mechanisms of impairment and their manifestation in writing.
Ключевые слова: письмо, психомоторная недостаточность, нарушения письма.
Keywords: writing, psychomotor impairment, writing disorders.
Письмо представляет собой сложную психическую систему. Л. С. Цветкова выделяет в структуре письма три составляющие: психологическую (от замысла до контроля), лингвистическую (от звукоразличения до написания фраз), психофизиологическую (обеспечивает реализацию перечисленных операций за счет слаженной работы анализаторных систем). За активность каждого звена отвечают определенные отделы головного мозга: психологического – лобные отделы головного мозга, психофизиологического – зона ТРО, лингвистического – передняя и задняя речевые зоны. Совместная работа всех этих отделов составляет мозговую основу письма [5].
С позиции уровневой теории организации движений Н. А. Бернштейна, двигательный акт можно разложить на составляющие компоненты и проанализировать состояние церебральных уровней, их контроль в регуляции движений и действий при письме [1].
Термин «психомоторный» особенно часто применяется по отношению к заболеваниям, при которых функция мышц нарушается в результате какого-либо поражения мозга. М. О. Гуревич и Н. И. Озерецкий выделяют психомоторику в качестве одного из компонентов психики человека, входящую в состав слухомоторных, зрительно-моторных, сенсомоторных процессов и графомоторных умений и навыков [2].
В. П. Дудьев, изучая психомоторику детей с речевыми нарушениями, отмечает, что психомоторная недостаточность подразумевает неполноценность произвольности движений, то есть двигательных актов, совершаемых под контролем сознания [3].
Механизмы нарушения письма связаны с нарушениями в работе функциональных систем: недоразвитие устной речи будет проявляться в пропусках и перестановках букв и слогов, смешении букв, слитном написании слов в предложении. Нарушение артикуляционной моторики ведет к неправильному развитию фонематического восприятия, и на письме данное нарушение будет выражаться в нестабильности ошибок. Нарушения двигательного плана будут проявляться в каллиграфических ошибках и ошибках моторного запуска.
К ошибкам письма А. Н. Корнев относит: замены, смещения, вставки букв, слогов, слитное написание слов, раздельное написание элементов одного слова, контаминации, ошибки, связанные с неумением выделять границы предложения, аграмматические ошибки, ошибки в структурном оформлении предложения, пропуски слов в предложении, ошибки оптического характера. Нарушения навыка письма могут возникнуть на любом уровне и при освоении любого этапа механизма письма, подчеркивает автор [4].
Вопрос состояния письма у детей с психомоторной недостаточностью в разное время интересовал многих исследователей Л. С. Цветкова, Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова, А. Н. Корнев, И. В. Прищепова, Л. В. Лопатина отмечают, что нарушения письма имеют дети с нарушением произношения, просодическими нарушениями, нарушениями фонематического слуха, нарушениями пальцевого праксиса. Можно сказать, что перечисленная симптоматика присутствует у категории детей, имеющих дизартрические нарушения. Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Дизартрия входит в комплекс нарушений широкой двигательной сферы. Вследствие поражения мозговых структур, необходимых для управления речедвигательным механизмом, наблюдается недостаточность развития всей двигательной сферы: артикуляционной и мимической моторики, общей, ручной и пальцевой моторики; страдает звукопроизношение, просодика, устойчивость внимания, объем слухоречевой памяти, произвольное умение удерживать программу действий и, как следствие, нарушается процесс овладения навыком письма.
Нами было организовано и проведено исследование с целью обследования состояния письма и выявления причин ошибок у младших школьников с психомоторной недостаточностью и нормотипичным развитием. Исследовательскую выборку составили обучающиеся 2-х классов МБОУ «Талинская СОШ» Октябрьского района ХМАО-Югры: 8 обучающихся, не имеющих отклонений в психомоторном развитии, и 8 обучающихся с психомоторной недостаточностью, имеющих заключение дизартрия.
Схема обследования детей включала следующие разделы: состояние моторной сферы по диагностической методике Н. М. Трубниковой; состояние устной речи и познавательных процессов по диагностической методике Ю. Е. Розовой, Т. В. Коробченко; состояние письма по методике О. Б. Иншаковой, Т. В. Ахутиной. (списывание с печатного и рукописного текстов, письмо под диктовку). При обследовании письма особое внимание обращалось на характер процесса письма.
Результаты диагностики выявили, что 88 % обследованных детей исследовательской группы имеют нарушения моторики, 75 % – нарушения произносительной стороны речи, 63 % – дефицитарность когнитивных процессов.
В соответствии с методикой О. Б. Иншаковой, Т. В. Ахутиной, нами были проанализированы следующие виды ошибок:
– пропуски букв, обусловленных нарушением звуко-буквенного анализа;
– замены и смешения букв, обусловленных акустико-артикуляционным сходством букв;
– моторные ошибки;
– зрительно-моторные ошибки;
– зрительно-пространственные ошибки.
В результате проведённого обследования состояния письма было выявлено, что наибольшее количество ошибок допущено учащимися при письме под диктовку. 100% второклассников в начале обучения имеют нарушения оформления рабочей строки. У школьников возрастной нормы этот показатель составил 88 % от числа всех допущенных ошибок, процент зрительно-моторных ошибок составил 1%, моторных – 9%, зрительно-пространственных – 1%, замен и смешений букв, обусловленных акустико-артикуляторным сходством звуков – 2 %.
У школьников с психомоторной недостаточностью так же наблюдается наибольший процент зрительно-пространственных ошибок, проявляющихся в неточности оформления рабочей строки – 76%. На втором месте по частотности проявления фиксируются моторные ошибки – 18%. Третье и четвертое место по частоте проявления у зрительно-моторных ошибок и ошибок, обусловленных акустико-артикуляторным сходством звуков – по 3%.
Полученные в результате исследования данные показывают, что состояние письма зависит от состояния психомоторики ребенка. У обучающихся с психомоторной недостаточностью отмечается критическое количество ошибок, страдают графомоторные навыки.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
Бернштейн, Л.А. Биомеханика и физиология движений: избранные психологические труды [Текст] / Под ред. В.П. Зинченко. – М.: Воронеж: «Институт практической психологии», 1997. – 608 с.
Гуревич, М.О. Методика исследования моторики [Электронный ресурс] / М.О. Гуревич, Н.И. Озерецкий // Психомоторика, часть вторая. – М.; Ленинград: Гос. мед. изд-во, 1930. 172 с. // https://viewer.rusneb.ru/ru/000200_000018_rc_2644249?page=4&rotate=0&theme=white (дата обращения: 20.10.2024).
Дудьев, В.П. Психомоторика детей с нарушением речи: состояние, диагностика, коррекция, развитие [Электронный ресурс] / В.П. Дудьев. – Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2017. – 188 c. https://www.iprbookshop.ru/102767.html (дата обращения: 21.06.2023)
Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] / А. Н. Корнев. – СПб.: МиМ, 1997.– 286 с.
Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление [Текст] / Л.С. Цветкова. – М.: Юристъ, 2005, – С. 132–175.