KPO-SCIENCE

ISSN 2949-2637

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ ЦИФРОВОГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

УДК 159.9

Шилина Милена Андреевна,

студент направления подготовки 

«Психология» ГБОУВО РК «КИПУ»

им. Февзи Якубова


Аннотация: В статье рассматривается эмоциональная сфера личности цифрового пользователя, а также ее ключевые характеристики. Анализируются факторы, влияющие на формирование эмоциональных реакций в цифровой среде, а также особенности их проявления в условиях постоянного взаимодействия с технологиями. Особое внимание уделяется влиянию цифровых платформ и контента на эмоциональное состояние пользователей.

Annotation: The article examines the emotional sphere of the digital user's personality, as well as its key characteristics. The factors influencing the formation of emotional reactions in the digital environment are analyzed, as well as the features of their manifestation in conditions of constant interaction with technology. Special attention is paid to the impact of digital platforms and content on the emotional state of users.

Ключевые слова: Эмоции, личность, цифровая активность, аффективная среда, цифровизация.

Keywords: Emotions, personality, digital activity, affective environment, digitalization.

Целью исследования является анализ психологических особенностей эмоциональной сферы цифрового пользователя.

Введение: Эмоциональная сфера личности представляет собой сложную систему, включающую эмоции, чувства и поведенческие реакции, которые формируются под влиянием биологических, социальных и культурных факторов. Она играет ключевую роль в адаптации человека, помогая оценивать значимость событий и регулировать поведение. Эмоции — это кратковременные реакции на внешние стимулы (радость, гнев), тогда как чувства — более устойчивые состояния (любовь, печаль). Оба компонента взаимосвязаны и влияют на мотивацию, принятие решений и социальные взаимодействия. Развитие эмоциональных навыков, таких как осознание и управление переживаниями, составляет основу эмоционального интеллекта. В науке существуют разные взгляды на роль эмоций: одни исследователи подчеркивают их организующую функцию, другие — возможную дезорганизацию поведения.

Изложение основного материала. Эмоциональная сфера человека — это сложная система, объединяющая эмоции, чувства, настроения и реакции. Она формируется под влиянием внутренних и внешних факторов и играет ключевую роль в психологическом состоянии и поведении. Эта сфера отражает отношение человека к миру и его собственным переживаниям.  На её развитие влияют наследственность, окружающая среда, культура и взаимодействие с другими людьми. Эмоции — важная часть человеческого опыта: они сигнализируют о внутреннем состоянии и помогают адаптироваться к изменяющимся условиям. Эмоции — это кратковременные, но интенсивные реакции (физические, психические и поведенческие) на события или раздражители. Они бывают положительными (радость, удовлетворение) или отрицательными (гнев, страх). В отличие от эмоций, чувства — более устойчивые состояния, формирующиеся на основе постоянной оценки пережитого опыта. Например, чувство грусти может сохраняться долго и включать разные эмоции, такие как печаль или тоска.  Эмоции и чувства взаимосвязаны и влияют друг на друга, играя важную роль в принятии решений. И. П. Павлов рассматривал эмоции как часть адаптации организма, связывая их с динамическим стереотипом — устойчивой системой реакций на раздражители. По его мнению, отрицательные эмоции возникают при неудовлетворении потребностей, а положительные компенсируют недостаток информации. П. К. Анохин считал эмоции древнейшей формой реагирования, часто единственным способом оценки ситуации.  Другие исследователи, такие как У. Кэннон, Д. Бард и У. Джеймс, изучали связь между физиологией и психологией эмоций. П. В. Симонов, в рамках информационной теории, подчеркивал, что эмоции предшествуют мышлению и играют ключевую роль в психике. Чарльз Дарвин также отмечал сходство эмоций у людей и животных, видя в них важный механизм выживания. К. Изард изучал эмоции как сложный психофизиологический процесс, включающий нейробиологические, сенсорные и двигательные компоненты. Он рассматривал эмоции как иерархически организованную систему, считая их фундаментальным мотивационным механизмом, придающим смысл человеческому существованию.  Л. С. Выготский, в свою очередь, анализировал эмоции в контексте взаимодействия человека с окружающей средой. Он подчеркивал взаимосвязь между развитием мышления и аффективной сферы:  В младенчестве формируются первичные аффективные реакции; по мере взросления эмоциональная сфера дифференцируется; каждому этапу когнитивного развития соответствует определенный уровень эмоционального реагирования. Выготский отмечал, что конкретное мышление связано с более устойчивыми эмоциональными реакциями, тогда как абстрактное мышление и воображение сопровождаются более гибкими и динамичными эмоциональными состояниями. Оба исследователя рассматривали эмоции как сложную систему, играющую ключевую роль в психическом развитии и адаптации человека. Развитие эмоциональной сферы начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всей жизни, формируясь под влиянием воспитания, социальной среды и личного опыта. Она играет ключевую роль в жизни каждого человека, определяя его отношение к себе, другим людям и окружающей среде. С одной стороны, эмоции способны мобилизовать физическую энергию и помогать принимать решения в ситуациях, требующих быстрого реагирования. С другой стороны, неконтролируемые эмоции могут привести к негативным последствиям для самого человека и его окружения. Современная цифровая среда глубоко проникает в различные сферы человеческой жизни, оказывая значительное влияние на интеллектуальное развитие и повседневное функционирование. В данной главе представлен психологический анализ цифрового пространства, рассматривающий его ключевые характеристики и воздействие на пользователей, включая их эмоциональную сферу. Цифровые технологии породили принципиально новые формы активности: интернет-серфинг, виртуальные игры,"шопинг-вампиризм" (ночные онлайн-покупки как способ борьбы с бессонницей). В условиях информационного общества, сформировавшегося в постиндустриальную эпоху, взаимодействие с цифровой средой стало неотъемлемой частью общественной жизни и личностного развития. Особую ценность виртуальное пространство представляет для молодежи, помогая преодолевать географическую и социальную изоляцию. Однако важно подчеркнуть, что цифровая среда, несмотря на все преимущества, не способна полноценно заменить живое общение, остающееся критически важным для физического, социального и эмоционального развития. Реальные социальные связи, формировавшиеся тысячелетиями, обладают уникальными качествами, которые невозможно полностью воссоздать в виртуальном пространстве. Анализ психологического воздействия цифровой среды имеет ключевое значение для понимания ее влияния на психическое здоровье и эмоциональное благополучие человека. В данном исследовании особое внимание уделяется аффективной сфере пользователей и трансформациям, которые цифровые технологии вызывают в этой области. Современная цифровая реальность оказывает неоднозначное влияние на: личностное развитие, психическое состояние, межличностные отношения. Главным следствием цифровизации становится деонтологизация различных сфер человеческой жизни: субъектной (личностной), социальной, образовательной, профессиональной, культурной. В цифровом пространстве живой опыт взаимодействия с миром постепенно замещается формализованными интерфейсами и схематичными моделями. Парадоксальным образом виртуальная реальность начинает восприниматься субъективно как более осязаемая, чем физический мир. Это приводит к: искажению объективного восприятия действительности, непредсказуемым изменениям в психологической реальности пользователя, особым рискам для формирующейся психики обучающихся. Такие трансформации требуют глубокого научного осмысления и разработки адаптационных стратегий для гармоничного развития личности в цифровую эпоху. При изучении эмоционального компонента личности как формы выражения отношения к событиям такие ученые, как О. Маковская, подчеркивают наличие эмоциональной холодности. Эта черта возникает из-за сокращения физического взаимодействия в онлайн-общении, а также из-за отсутствия потребности проявлять доброту, дружелюбие и бескорыстие. Устраняются традиционные барьеры, касающиеся пола, возраста, социального статуса, внешности, мимики и жестов. При онлайн-взаимодействиях вероятность раскрытия анонимности снижается, что способствует свободе выражения мнений и безответственности. В то же время представители поколения Y склонны избегать настоящей дружбы, требующей эмоциональной открытости и искренности, предпочитая поверхностное социальное взаимодействие. В процессе общения они представляют свое вербальное «я», не испытывая трудностей из-за неловкости. Это создает иллюзию простоты для цифрового поколения, что в свою очередь является предпосылкой для дальнейшего социального уныния в офлайне. Современные онлайн-коммуникации создали новый гибридный язык, объединяющий черты письменной и устной речи. По сути, это письменная имитация разговорного стиля. В живом общении эмоции передаются не только словами, но и через мимику и жесты, но в интернете подробное описание чувств текстом занимает много времени. Поскольку интернет заменяет личное общение, возникла потребность в невербальных способах передачи эмоций в письменной форме. Эту функцию выполняют эмодзи (смайлы, стикеры) — символы или картинки, отражающие эмоции пользователя. Исследователи, такие как : (Байгильдина, Волгин, Сагитов) определяют смайлик как пиктограмму эмоций, чаще всего — стилизованное улыбающееся лицо (жёлтый круг с точками-глазами и дугой-ртом). В свою очередь журнал  «Cossa» разделяет понятия: смайлик — комбинация знаков препинания, а эмодзи — готовое графическое изображение. В своей работе Р.В. Кожина выделила несколько функций, присущих языку эмодзи, подчеркнув их важность для его существования и уникальности. Одной из ключевых функций является эмоциональная или экспрессивная функция. Их суть заключается в способности передавать чувства и эмоциональное состояние отправителя сообщения. К. Янг в своих исследованиях обращает внимание на значительные преимущества онлайн-общения, которое служит удобной площадкой для социального взаимодействия. По его мнению, цифровая коммуникация позволяет человеку раскрывать и развивать свой личностный потенциал, при этом требуя минимальных затрат психологических ресурсов и энергии по сравнению с традиционными формами общения. Однако учёный предупреждает и о потенциальных рисках. Чрезмерное увлечение виртуальным общением как основным способом удовлетворения социальных потребностей может привести к развитию эскапизма - поведенческой тенденции бегства от реальности. Это, в свою очередь, способно негативно сказаться на личности пользователя и его способностях к коммуникации в реальном мире. Психологи, включая специалистов в области домашнего хозяйства, активно исследуют феномен виртуального общения. Е.П. Белинская в своих работах рассматривает онлайн-коммуникацию как уникальную платформу для создания множества вариаций "я". По её мнению, цифровая среда отражает стремление пользователей к формированию онлайн-идентичности и предоставляет широкие возможности для экспериментов с эмоциональными состояниями. Белинская также отмечает, что интернет-коммуникация глубоко проникла в профессиональные сферы, что влечёт за собой новые требования к самоорганизации и открывает перспективы для геймификации различных процессов. Важно, что онлайн-общение существенно влияет на мышление и мировоззрение людей, давая им доступ к нормам и ценностям других пользователей, а также транслируя различные образцы социального поведения. А.И. Лучинкина, анализируя различия между виртуальной и реальной коммуникацией, выделяет ряд характерных черт цифрового общения. Среди них: полифония (множественность голосов и мнений), мультикультурализм, гипертекстовые и интерактивные возможности, анонимность и дистанцированность участников, а также заместительный характер такой коммуникации. Эти особенности принципиально отличают онлайн-взаимодействие от традиционных форм общения, формируя новую коммуникативную парадигму. Стоит также отметить, что в эпоху всеобщей цифровизации, когда большая часть нашего общения происходит онлайн, способность к сопереживанию становится особенно важной. То, как мы взаимодействуем в сети, оказывает существенное влияние на наши связи и наше общее благополучие. Развивая эмпатию в цифровой среде, мы можем строить онлайн-отношения, которые приносят не только пользу, но и положительные эмоции, как и при личном общении.

Вывод.  Эмоциональный мир человека — сложная и динамичная система, играющая ключевую роль в адаптации, принятии решений и социальном взаимодействии. Исследования показывают, что он возникает под влиянием биологических, психологических и социальных факторов и развивается на протяжении всей жизни человека. В цифровую эпоху эта сфера претерпевает существенные изменения под влиянием новых форм коммуникации. С одной стороны, цифровая среда предлагает уникальные возможности для самовыражения, экспериментов с идентичностью и развития социальных связей. Такие инструменты, как эмодзи и стикеры, компенсируют недостаток невербальных сигналов в онлайн-общении, создавая новый гибридный язык. Виртуальное пространство разрушает психологические барьеры, позволяя нам преодолевать географическую изоляцию и развивать личностный потенциал с минимальными затратами энергии. Однако при этом возникают и серьезные вызовы: риск эмоционального оскудения, развитие эскапизма, замена глубоких отношений поверхностными контактами. Несмотря на все свои преимущества, цифровое общение не может полностью заменить живое общение, так как последнее остается решающим для эмоционального развития. Влияние этих процессов на развивающуюся психику подрастающего поколения вызывает особую тревогу. Перед современной психологией стоит важная задача: разработка стратегий гармоничной интеграции цифровых технологий в эмоциональную жизнь человека. Необходимо соблюдать баланс между преимуществами онлайн-взаимодействия и фундаментальной потребностью в реальных, эмоционально значимых отношениях. Дальнейшие исследования в этой области будут способствовать лучшему пониманию механизмов эмоциональной адаптации в условиях цифровизации и разработке эффективных подходов к поддержанию психологического благополучия в современном мире.

1. Белинская Е.П. Психология интернет-коммуникаций. – М.: Свое издательство, 2013. – С. 81–119.  

2. Белинская Е.П. Человек в информационном мире // Социальная психология в современном мире. – М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 203–220.  

3. Бен Шушан А.А. Цифровая мутация эмпатийной коммуникации в интернет-среде // Доклады Башкирского университета. – 2022. – Т. 7. – № 5. – С. 301–308. 

4. Вотякова И.А. Эмотиконы как способ репрезентации эмоциональных концептов // Вестник Московского университета. Серия 4. – М.: Изд-во МГУ, 2016. – С. 201–211. 

5. Гавриш (Пономарева) А.Д. Эмоции и интерпретационный потенциал текста // Современные проблемы лингвистики и лингводидактики: междисциплинарный подход в гуманитарных науках: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2017. – С. 65–77.  

6. Игнатова Е.С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и применения цифровых технологий: обзор современных исследований // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2023. – № 3. – С. 365–381. 

7. Лучинкина А.И. Психология человека в интернете. – К.: ООО «Информационные системы», 2012. – 200 с.  

8. Лучинкина И.С. Психологические особенности коммуникативного поведения личности в интернет-пространстве: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2019. – С. 20–24.  

9. Rao G., Li D., Wang Y., Chen W., Zhou C., Zhu Y. Online conflict resolution: Algorithm design and analysis // Information Sciences. – 2023. – Vol. 651. – Art. 119718. 

10. Смирнова Т.В.Эмоциональность в цифровом пространстве // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. – 2020. – Т. 4. – № 3. – С. 259–264. 

 

Издательство "KPO-SCIENCE"