ЗНАЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ, ВЛИЯНИЕ СПОРТА НА УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ И БУДУЩУЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Кутузов Андрей Александрович, студент, Самарский государственный технический университет, г. Самара.; e-mail: andrey_2000555@mail.ru

Васильев Андрей Александрович, Старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание и спорта», Самарский государственный технический университет, г. Самара; e-mail: vasil.andrei2018@yandex.ru

Аннотация. В статье представлены результаты комплексного исследования влияния регулярных занятий спортом на развитие умственных способностей и их роль в формировании профессиональной компетентности студента. На основе исследуемых данных проанализировано значение физической культуры в жизни студентов, влияние спорта на умственные способности и будущую профессиональную деятельность.

Annotation. The article presents the results of a comprehensive study of the influence of regularsports on the development of mental abilities and their role in the formation of professional competenceof a student. On the basis of the studied data, the importance of physical culture in the life of students,the influence of sports on mental abilities and future professional activity are analyzed.

Ключевые слова: физическая активность, физическая нагрузка, спорт, жизнь, физическая культура, студенты, профессиональная деятельность.

Keywords: physical activity, physical activity, sports, life, physical education, students, professional activity.

Введение. На сегодняшний день получение образования у современных студентов происходит с ущербом для здоровья. Самые распространенные заболевания – это искривление осанки, плоскостопие, нарушение зрения и координация внимания. По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый студент имеет хроническую патологию, а у половины отмечаются функциональные отклонения. Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа ВУЗа по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Существенно изменяются и обменные процессы: уменьшается толерантность к глюкозе, повышается содержание общего холестерина и триглицеридов в крови, что характерно для развития атеросклероза.

Регулярная и адекватная физическая тренировка, занятия оздоровительной физической культурой способны в значительной степени приостановить или даже задержать развитие инволюционных изменений физиологических функций, а также дегенеративных изменений различных органов и систем.

Кроме того, хочу сказать, что при регулярных занятиях физической культурой желание прибегать к вредным привычкам отпадает само по себе, твоё здоровое тело перестает нуждаться в ненужных ему вредителях, в этом я убедился на собственном опыте.

Результаты.  Физическая культура в высшем учебном заведении является необходимым параметром в формировании общей и профессиональной культуры личности современного специалиста. Физическая культура и спорт — средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни. Как учебная дисциплина, физическая культура является обязательной для всех программ подготовки специалистов, так как она представляет собой одно из средств, которое помогает сформироваться всесторонне развитой личности, оптимизировать физическое и психофизиологическое состояние студентов в процессе получения ими высшего образования.

Целью данного исследования является, рассмотрение значения физической культуры в жизни студентов, влияние спорта на умственные способности и будущую профессиональную деятельность.

Физическая культура – это область социальной деятельности, призванная сохранить и укрепить здоровье, развить психофизические способности человека в процессе осознанной двигательной активности. Занятия спортом и физические нагрузки являются необходимыми элементами нормальной жизни здорового человека.

В вузах дисциплина «Физическая культура» представлена в качестве обязательного предмета и важного элемента целостного развития личности.

Зачастую те студенты, которые занимаются физической культурой или спортом, имеют явные лидерские качества, обладают коммуникабельностью и общительностью. Они активно проявляют себя в процессе обучения и именно у них вырабатывается повышенная стрессоустойчивость, определенный режим дня, уверенность, а главное — повышается уровень здоровья.

Занятия физической культурой подготавливают студента к будущей профессиональной деятельности. Физические упражнения дают возможность достичь физического здоровья и развить трудовую и общественную деятельности. Высокий уровень спортивной подготовки влияет на работоспособность, устойчивость организма к внешним факторам, а также влияет на скорость реакции. Помимо этого, физическая подготовка позволяет студенту повысить личностный уровень саморазвития.

Физическая культура в ВУЗах выполняет следующие социальные функции:

Преобразовательно-созидательную, она обеспечивает необходимый уровень физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепляет ее здоровье, готовит ее к профессиональной деятельности;

Интегративно-организационную, характеризующую возможности объединения молодежи в коллективы, команды для совместной физкультурно-спортивной деятельности;

Проективно-творческую, определение возможностей физической и спортивной деятельности, в процессе которой стимулируется его творчество, осуществляются процессы самопознания, саморазвития, развиваются индивидуальные способности;

Проективно-прогностическую, предоставление учащимся возможности быть эрудированными в области физического воспитания, активно использовать знания в области физической и спортивной деятельности и соотносить эти виды деятельности с профессиональными категориями;

Коммуникативно-регулятивную, отражая процесс культурного поведения, общения, взаимодействия участников физической и спортивной деятельности, организации значимого досуга, который влияет на коллективное настроение, опыт, удовлетворение социальных и этических, эмоциональных и эстетических потребностей, сохранение и восстановление психического равновесия, отвлечение внимания от курения, алкоголя, злоупотребление психоактивными веществами; социализации личности.

Влияние физической культурой на системы организма. Занятия физической культурой положительно сказываются на функциональном состоянии дыхательной системы, кровообращении и иммунитете. Регулярные занятия являются отличной профилактикой таких заболеваний, как гипертония, ишемическая болезнь сердца, ожирение. Как показывают исследования, более половины студентов имеют какие-либо хронические заболевания и их количество увеличивается из года в год. Занятия спортом в данном случае оказываются одним из самых эффективных «лекарств» против хронических заболеваний разных органов и систем. Достаточно актуальна на данный момент проблема увеличения числа студентов с остеохондрозом и артрозом по причине малоподвижного и сидячего образа жизни современного студента. Регулярные упорные занятия физической культурой помогают избавиться от этих проблем.

Борьба с вредными привычками. Следует особо сказать о влиянии занятий оздоровительной физической культурой на организм, подверженный неблагоприятным последствиям вредных привычек. Как известно, среди этих последствий ярко выражен фактор быстрого старения и разрушения организма. Физическая культура является основным средством, задерживающим ухудшение физических качеств и снижение адаптационных способностей организма в целом и сердечно-сосудистой системы в частности, неизбежных в ускоренном процессе инволюции. Все подобного рода изменения отражаются как на деятельности сердца, так и на состоянии периферических сосудов. В частности, в пораженном организме существенно снижается способность сердца к максимальным напряжениям, что проявляется в уменьшении максимальной частоты сердечных сокращений. Под влиянием вредоносных факторов происходят изменения в сосудистой системе: снижается эластичность крупных артерий, повышается общее периферическое сосудистое сопротивление. Все эти изменения в системе кровообращения, снижение производительности сердца влекут за собой выраженное уменьшение максимальных аэробных возможностей организма, снижение уровня физической работоспособности и выносливости.

Под влиянием вредных привычек, в первую очередь курения, ухудшаются и функциональные возможности дыхательной системы. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) курильщика за год снижается в среднем на 7,5 мл на1м2 поверхности тела. Происходит снижение вентиляционной функции легких - уменьшение максимальной вентиляции легких 

Заключение. Физическая культура нужна во время учебного процесса студента, она улучшает обмен веществ в организме, а также повышает внимание учащегося и помогает развить не только физическую подготовку, но и умственную тоже, что положительно скажется на будущей профессиональной деятельности студента. 

Список литературы

Астранд П. О. Оздоровительные эффекты физических упражнений / П. О. Астранд, И. В. Муравов // Валеология. 2004. — № 2. — С. 64–70. 

Григорьев, В. И. Образ жизни и здоровье студентов: учебно-методическое пособие / В. И. Григорьев, Д. Н. Давиденко; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. — 119 с. 

Еркомайшвили И. В. Основы физической культуры. Екатеринбург, 2004. — 191 с. 

Зайнетдинов В. А., Валеев Д. З. Физическая культура (лекционный курс). — Уфа, 2007. — 96 с. 

Ильина Т. А. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1984. — 496 с. 

Ильинич В. И. Студенческий спорт и жизнь: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений.-М.: АО «Аспект Пресс», 1995.-144с. 

Мельников В. С. Физическая культура: Учебное пособие. — Оренбург: ОГУ, 2002. — 114 с. 

Орешник Ю. А. К здоровью через физкультуру. М. «Медицина», 1989. — 212 с 

Харламов И. Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 1999. — 520 с. Примерная программа дисциплины «Физическая культура». Утверждена Министерством высшего образования Российской Федерации 26 июня 2000 год

Кочиева Э.Р. Формирование здорового образа жизни в современной студенческой среде // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. №4 (19) С.88-90.

Бирмаганбетова К.Т. Педагогические условия развития социальной зрелости студентов педагогического колледжа // Скиф. Вопросы студенечской науки. 2016. №4. С. 20-26.

Власова П.О., Берюхова А.А., Ермолаева Е.В. Отношение студентов-медиков к здоровому образу жизни // БМИК. 2016. №1. С.82-82.

 

KPO-SCIENCE

ISSN 2949-2637

Издательство "KPO-SCIENCE"